Культура//УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЫКАНТ//9 июня, №21
После Октябрьской революции большую роль в развитии национального музыкального искусства и в выходе его на всемирную арену, безусловно, сыграли татарские музыканты, в особенности выдающиеся пианисты.
Найденный в странах Западной Европы и совершенствующейся до сих пор уникальный инструмент в свое время дал для первого поколения татарских композиторов большой толчок в творческом развитии. Наши композиторы-классики Салих Сайдашев, Мансур Музаффаров, Александр Ключарев написали свои произведения для оркестра и хора в виде клавира для фортепиано.
Все восхищались своеобразным звуком пианино. Теперь уже этот инструмент украшает практически каждый дом.
Однако татарский слушатель, привыкший к мелодиям гармони, скрипки, баяна, сначала настороженно принял звук пианино.
В связи с этим вспоминается интересный случай, произошедший много лет назад. Помню, во время радиоэфира в музыкальной передаче по заявкам слушателей зачитали письмо. В нем было написано: «Выбросьте эту штуку под названием портепиано в озеро Кабан!» Радиослушатель просил, чтобы наши певцы исполняли музыкальные композиции только под аккомпанемент баяна.
Но, как ни странно, звук фортепиано, каждый день звучащий в радиоэфире, из года в год притягивает к себе любителей национальной музыки. Все чаще можно встретить пианино в квартирах. Дети начали ходить в музыкальные школы и получать соответствующее образование по классу фортепиано. Уже с малого возраста появляются вундеркинды, мастерски играющие на фортепиано.
Возвращаясь в то время, нельзя не вспомнить один случай, касающийся истории татарских пианистов. Рустам Яхин, с пяти лет, хорошо играющий на пианино, обладающий огромным талантом, достигнув зрелого возраста, поехал в Московскую консерваторию и, успешно пройдя конкурс, поступил. А в 1945 году, исполнив свое творение - концерт для фортепиано и оркестра, он поражает сначала московскую, а затем и казанскую публику. Люди до сих пор вспоминают, что успешное выступление виртуозного музыканта напоминало национальный праздник.
Это наполненное народностью объемное произведение Рустама Яхина внесло новшество в татарское национальное искусство, показало наилучший пример фортепианного исполнения, приобщило татарский народ к фортепианной музыке, стимулировало организацию в Татарстане школы пианистов. Может поэтому, Рустама Яхина заслуженно называют отцом татарских пианистов. За свою творческую жизнь он сочинил большое количество произведений для фортепиано, оставил богатое музыкальное наследие.
Иногда возникает такой вопрос: «Есть ли в татарском мире искусства на сегодняшний день продолжатели творчества или виртуозные пианисты, способные заменить Рустама Яхина?»
Да, есть! Нужно просто посмотреть повнимательней… В первую очередь хотелось бы назвать Марата Сиразетдинова. Уникальный музыкант во всех отношениях: и по технике исполнения, и по чувственному восприятию. Помнится, что сам Рустам ага считал Марата своим преемником.
После исполнения Маратом Сиразетдиновым концерта, написанного Рустамом Яхиным для фортепиано и оркестра, многие убедились в том, что он уникальный виртуозный музыкант. Действительно, он воспринимается как музыкант, заменивший Рустама Яхина. Когда Марат играет, перед глазами встает образ Рустама Яхина, будто его пальцы касаются клавиш фортепиано. Откуда в нем такое мастерство и такая сильная техника игры?
Марат Сиразетдинов родился в 1948 году в городе Уфе.
Его жизненная дорога, творческий путь подобны биографии всемирно известных музыкантов. Ибо, так же как и они, Марат с раннего детства был вундеркиндом, в четыре года начал играть на пианино. Воспитывался в музыкальной семье. Его отец Фарит ага был баянистом, мать Суфия апа – певицей.
До исполнения 7 лет талантливого мальчика уже принимают в Уфимскую музыкальную школу №1 в класс фортепиано.
В 60-х годах Казанская консерватория с ее авторитетными преподавателями привлекает к себе много талантливых пианистов. Марат тоже мечтает учиться в Казани. В 1962 году 14-летний музыкант поступает в Специальную музыкальную школу при Казанской консерватории. А в 1964-1966 годах он совершенствует свои знания в области музыки в Уфимском училище искусства. Принимает активное участие в студенческих концертах в качестве солиста. В 1966 году молодой музыкант, обладающий огромным талантом, успешно сдает экзамены в Московскую консерваторию имени П.И.Чайковского и, проучившись там 5 лет, поступает в аспирантуру при Московской консерватории. В тот период удача улыбалась Марату.
Всесоюзно известный пианист, шестикратный лауреат международных конкурсов профессор Алексей Наседкин сразу заметил огромный талант Марата, и еще до поступления в аспирантуру принял его в свой класс. За годы обучения в аспирантуре мастерство Марата достигает своего апогея. После окончания аспирантуры у Марата была возможность остаться в Москве и начать концертную деятельность, но сердце тянуло его в столицу Татарстана. Так в 1971 году он становится старшим педагогом по классу фортепиано Казанской консерватории. В период работы в консерватории Марат Фаритович подготавливает около 50 специалистов, пианистов, педагогов. Естественно педагогическая работа мешает его концертной деятельности. Радио, телевидение, словно обещая популярность, привлекают первоклассного пианиста к себе и он, начиная с 1988 года, с головой окунается в концертную деятельность. В то же время не бросает и педагогический труд. В разных городах страны, в разных странах начинаются концертные гастроли. В каких только концертных залах его пальцы не бегали по клавишам: Москва, Ленинград, Турция, Финляндия…... Уже с 1972 года своими активными концертными выступлениями (и как солист, и как аккомпаниатор) Сиразетдинов становится известным как самый талантливый, виртуозный пианист республики. Его концертные репертуары украшены произведениями композиторов мировой классики, однако, в репертуаре всегда преобладают произведения татарских композиторов. Написанные для фортепиано произведения татарских композиторов Ю.Виноградова, С.Сайдашева, М.Мозафарова, Н.Зиганова, А.Ключарева, М.Латыпова, Р.Яхина, А.Монасыпова, Р.Еникеева, Ф.Ахметова и других не сходят с его репертуара. Пленумы композиторов России, их съезды, пленумы и съезды Союза композиторов Респблики Татарстан, юбилейные вечера композиторов и музыкантов не проходят без участия Марата Сиразетдинова.
За годы исполнительской деятельности он дал более 200 отдельных концертов. Марату Сиразетдинову, сделавшему тысячи выступлений и как аккомпаниатор вместе с певцами в нефтяных районах, соседних республиках, школах, клубах, общежитиях, заводских и фабричных цехах, то ли из-за излишней скромности, то ли из-за того, что в верхах не слишком считались с пианистами, поздно, лишь в 80-м году присваивается звание заслуженного артиста Татарстана. Если учесть, что у Марата Сиразетдинова насчитывается 36 лет концертной деятельности и педагогического труда, то кажется, что это имя принижает виртуозного музыканта. Правительственные руководители, руководители Министерства культуры, взвесив эту проблему, думаю, решат его положительно. Жаль, что в мире искусства, подобных жемчужине, классических профессиональных музыкантов, инструменталистов, можно сосчитать по пальцам.
Марс МАКАРОВ