news_header_top_970_100
16+

Культура//С МУЗЫКОЙ ПО ЖИЗНИ//5 октября, №40

18,25 Kb
В бесконечном круговороте жизни одни из нас лишь уныло шагают по исключительно серым будням, другие, во что бы то ни стало, стараются раскрасить эту самую жизнь в самые яркие краски. Последние, как правило, отдают много времени и сил своей работе, превращая ее в любимое занятие, от которого умеют получать истинное удовольствие и радость. Впоследствии этому же учат и окружающих, заряжая своей энергией и любовью к жизни.

Представляя свою собеседницу, хотелось бы особо отметить ее удивительную мягкость. От этого человека веет теплом и доброжелательностью, что сильно притягивает людей. Она влюблена в свое дело, в музыку, и умеет привить эту любовь другим. Сегодня мы ведем беседу с преподавателем ТГГПУ, доцентом кафедры хоровой подготовки, руководителем хора Дома Ученых и ансамбля “Игрушка” Гузель Гимаевой. С 1981 по 1992 годы она работала хормейстером в хоровой капелле КГУ и в этом году исполняется 25 лет ее творческой деятельности.

Хор, которым руководит, она называет самой яркой картиной своей жизни. Их концерты проходят как в столице Татарстана, так и в городах и районах республики, а также в Йошкар-Оле, Чебоксарах, Ульяновске. В Казани их зрителями нередко становятся дети-учащиеся. Их реакция на наше исполнение часто неожиданная, делится Гузель ханум. Они сразу как-то притихают, смотрят на нас удивленными, широко раскрытыми глазами. Потом, обязательно просят повторить.

Казалось бы, кому-кому, но невозможно навязать маленьким слушателям им не угодное. А тут внимательное отношение к хоровому концерту! В чем секрет?

- Я думаю, все зависит от исполнения, - продолжает Гузель Анваровна. - Мы ведь поем искренне, от всего сердца, полностью отдаваясь музыке. И, по-видимому, слушатель хорошо это чувствует.

- Гузель ханум, камерный хор Дома ученых образовался под вашим руководством. Расскажите, как все начиналось.

- Если вернуться еще к истокам, то можно сказать, что хор начал свою жизнь в 95-ом году. Мы очень благодарны администрации Дома ученых, в частности, его директору Ирине Донской и главному администратору Маргарите Клементьевой, которая и взяла нас под свою крышу. С тех пор, вот уже десять с лишним лет, мы здесь ютимся и носим название хора Дома ученых. Участники хора – это, в основном, бывшие капеллисты хоровой капеллы КГУ, со многими из них мы дружим почти четверть века. Когда хору исполнилось пять лет, мы выпустили аудио-кассету, которая впоследствии мгновенно разошлась, имея большой спрос и успех у любителей музыки. Мы до сих пор получаем отзывы о ней. Так, в очередной раз, сделав запись на радио, мы снова на свои средства решили выпустить очередной сборник.

- Каков репертуар хора?

- Мы исполняем довольно разнообразную музыку: от классики до современности. К примеру, это музыка эпохи возрождения - Маренцио “Мой ангел”, Сертон “Тайна”, Лассо. Русская классика – Танеев, Калинников, Чайковский. Современная музыка – Фалик, Харисов. Народные русские и татарские песни, с удовольствием нами исполняемые, такие как “Каз канаты”, “Алмагачлары”, “Туй жыры”, “Кар суы”, “Бибисара” и другие. В этом году мы также включили, правда, в обработке, песни ансамбля “Битлз”.

- В хоре, как я понимаю, многие занимаются в свободное от работы время.

- Да, вы правы, так сказать в реальной жизни кто-то из них работает инженером, врачом, программистом, бухгалтером, кто-то спортсмен, есть среди нас также профессор, кандидат наук. А пение, для многих из них, все же, в первую очередь, занятие для души. Они идут на хор отдохнуть душой, расслабиться. По-видимому, того требует даже сам организм, уставший за день от напряженного графика работы. Придя на занятие, люди стараются сбросить с себя эти тяжести, с удовольствием поют, общаются. Видишь, как человек раскрывается, начинает дышать музыкой. Очень любят петь и наши мужчины. Правда, им иногда не хватает немного терпения, ведь чтобы достичь хорошего пения, надо трудиться, долго и упорно учить. Все же вместе мы легко преодолеваем все трудности.

Помимо хора Дома ученых, существует и ансамбль авторской песни “Игрушка”, репетиции которого проходят в квартире Гузель Анваровны. Ансамбль организовался в 2001 году и уже успел стать лауреатом фестивалей “Яльчик 2002” и “Айша 2002”.

- Бардовскую песню мы поем еще со времен университета, со студенчества, - продолжает моя собеседница. Как-то собрались вместе, кто надел шляпки, кто повязал платки и вышли петь. Тогда, помню, исполнили “Цирк” Суханова, отсюда и пошло наше название “Игрушка”. С маленьким ансамблем мы принимали участие в различных концертах. Потом он распался. И вот однажды, мы, бывшие его участники, собрались вместе, посидели, подумали и решили возродить ансамбль “Игрушка”. Сегодня он существует совершенно самостоятельно, имея свой отдельный репертуар. Это и Городницкий, Визбор, Бикчантаев, Окуджава. Выступления стараемся организовывать сами, поскольку нас всего-то пять человек, всегда есть возможность сесть в машину и поехать на “гастроли”.

Как-то однажды, прослушав наше выступление, одна преподаватель вуза сказала мне: - Мы все привыкли к тому, что бардовские песни наводят грусть, лирику. Вы приподнимаете этот жанр на более профессиональный, высокий уровень.

Как рассказала Гузель ханум, иногда они организуют и совместные концерты хора с ансамблем.

- Здесь для творчества масса возможностей и путей, - делится Гузель ханум. У нас в хоровую музыку вплетается бардовская песня.

- Если не ошибаюсь, в выступлениях хора также не раз участие принимали и дети...

- С детьми вышла интересная ситуация. Сначала мы подготовили и исполнили с ними пару произведений. И казалось бы, должны были завершить на этом. Но не тут-то было! Они настойчиво начали выказывать свое желание петь и участвовать в хоре, и с каждым днем это желание становилось только сильнее. Я не в силах была им отказать, и мы решили снова подключить к себе ребятишек, а песня Луизы Хайретдиновой “Мама” - это как раз то, что нам подойдет. И год мы начнем именно с ее разучивания.

- Скажите, существует ли какая-то разница между работой с детьми и взрослыми.

- Во-первых, надо отметить, что все юные участники хора – это учащиеся или окончившие музыкальную школу дети. Они достаточно образованны, и с ними порой хватает провести несколько репетиций, как уже можно идти на сцену. К тому же дети быстро реагируют и моментально схватывают все новое, на руку и их огромное желание петь. Пока добьешся хорошего результата, со взрослыми уходит гораздо больше времени на репетиции.

К тому же на концерте благодаря детям создается определенная творческая атмосфера, свежие детские голоса дают совершенно иное впечатление. Тонко чувствуется, как детское восприятие мира переплетается со взрослым творчеством.

Помимо того, что Гузель ханум руководит хором и ансамблем, она преподает в педагогическом университете, на кафедре хоровой подготовки. Здесь под ее руководством находится смешанный хор. С ребятами ведется большая работа по развитию хорового искусства, духа коллективизма, педагогической зрелости.

- Хотелось бы узнать ваше мнение, как педагога, об уровне преподавания татарской музыки. И как по-вашему, какие меры следует предпринять, чтобы молодежь потянулась на концерты татарской музыки?

- Как преподаватель, я с уверенностью могу сказать, что есть и литература на татарском языке, и преподаватели, и таланты. Но из большого потока студентов все равно вырывается только один, самый яркий. А упадок сегодня чувствуется во всем, не только в татарской музыке, и этого не избежать, как веяния нового времени. А настоящие звездочки есть, их надо только найти.

Что касается концертов, то здесь нужны хорошие рекламные материалы, умение приглашать людей. У нас в городе проходит столько замечательных концертов, и к ним нет ни одной афишы. Казань - студенческий город, столько приезжих ребят здесь учатся! Но ведь ничего не делают для того, чтобы привести их в концертный зал. Если ты как педагог хочешь, чтобы твои ребята росли и развивались не только в плане математики, приведи их на концерт. Потихоньку они сами втянутся в эту среду. Мы, со своими студентами, стараемся посещать различные концерты, и мне жаль, что преподаватели других вузов не делают таких шагов. Я считаю, что педагог, помимо знаний, должен обладать умением и увлечь, и передать любовь к своему делу.

Конечно, нельзя забывать и о школах, которые имеют огромное значение в воспитании музыкальной культуры, это колоссальная ступень в развитии ребенка. Даже в детском саду не все дети могут петь, но еще тогда их можно научить, если сделать правильный подход. А для этого преподаватель музыки должен творчески относиться к своей работе, быть заинтересованным в результате. Когда ты начинаешь слышать от них чистый звук, значит, ты на верном пути, тогда они сами начинают просто наслаждаться собственным пением.

Конечно, невозможно откинуть на задний план и вопрос финансирования. Деятели культуры и искусства в нашей стране живут не на должном уровне, что вызывает глубокое сожаление.

- Гузель ханум, вы педагог со стажем, преподаете в университете ровно двадцать лет. Скажите, ощущаете ли вы разницу между учениками, что были лет 20 назад и сегодня?

- Сейчас то время, когда вокруг много информационного мусора. Обратим внимание хотя бы на одежду. Молодежь старается одеть то, что считается модным, не задумываясь, идет оно ему или нет. То же самое и в музыке. Модно петь такие песни, они и поют, не важно, что, возможно, есть что-то гораздо интереснее, богаче по природе и ближе его сердцу.

- Что бы вы лично предложили для поднятия уровня современной татарской музыки, эстрады на должный уровень.

- Необходимо прежде всего поднимать уровень человека, развивать его культуру, повышать профессионализм. А уже потом предоставлять ему сцену. По-видимому, в министерстве должен быть человек, который бы не допускал сор на сцену, мягко контролировал этот хлынувший поток. К тому же, очень бы хотелось, чтобы правительство обратило внимание на культуру. Чтобы это было не на уровне - есть и ладно, а четко представлялось, как и какими усилиями достигаются результаты, как сегодня живут музыканты, артисты, художники?

Арслан Камал

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100