Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Комфортно, как в самолете, но проблема в заправках: Казань закупает газомоторные «НЕФАЗы»
Партия из 40 новых газомоторных автобусов «НЕФАЗ» выйдет на маршруты в Казани. В чем плюсы новой техники и почему казанских перевозчиков не страшит опыт Набережных Челнов, выяснило ИА «Татар-информ».
Треть автобусов города переведены на метан
Новые автобусы были закуплены казанским МУП «ПАТП-2» благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Презентация газомоторной техники состоялась сегодня у Центра семьи «Казан» с участием мэра Казани Ильсура Метшина.
«Город продолжает системную работу по совершенствованию транспортного облуживания. Замена старых и приобретение новых автобусов на газомоторном топливе – наша совместная работа с КАМАЗом, Правительством Татарстана и России. Почти треть автобусов у нас теперь работает на метане, остальные – на Евро-5», – сообщил на презентации мэр Казани Ильсур Метшин.
Газомоторные «НЕФАЗы» улучшены по сравнению с дизельными аналогами. При их производстве применены современные отделочные материалы, в салоне установлены более удобные сиденья, а для водителей – дополнительные зеркала и приборные панели нового образца. Двигатель класса Евро-5 более экологичный и менее шумный.
«Это экологически чистый автобус, если учесть, что 75% загрязнения нам дает автомобильный поток. Спасибо Правительству РФ – 60% от стоимости автобусов по программе «Безопасные дороги» составляют субсидии. Общая сумма на приобретение казанских автобусов составляет более 800 млн рублей», – добавил Метшин.
Благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 60% от стоимости автобуса субсидируется из федерального бюджета, а оставшиеся 40% предоставляются транспортному предприятию в лизинг. Новые автобусы большой вместимости рассчитаны на 80 пассажиров. Они оснащены системами навигации и видеонаблюдения, электронным информационным табло, видеорегистраторами, автоинформаторами, отопительными приборами.
Жаркое лето и отсутствие кондиционеров
За два года по указанной выше программе для столицы Татарстана было приобретено 114 автобусов. Закупившее партию новых «НЕФАЗов» МУП «ПАТП-2» обслуживает 40% всех автобусных маршрутов города. С начала года предприятие перевезло 36 млн пассажиров. В своем автопарке ПАТП-2 имеет 90 автобусов на метане.
«Автобусы работают, никаких нареканий нет. Данная марка соответствует всем требованиям пассажирских перевозок: машины теплые, удобные, оснащены всем необходимым оборудованием для удобства работы водителей, оборудованы аппарелями для инвалидов. Есть специальная кнопка, которая наклоняет кузов», – отметил директор МУП Казани «ПАТП № 4» Альберт Мухаметшин.
Спикер более 20 лет возглавлял ПАТП № 2 и работал в нем до недавнего времени. Он пояснил, что техобслуживание таких автобусов недешевое, однако экономия составляет 30-40% в месяц благодаря разнице в цене между дизельным топливом и газом. К тому же новые машины редко ломаются.
И все же сегодня, во время презентации, пообщавшись с водителями и руководителями автотранспортных предприятий, Ильсур Метшин выявил новую проблему. В автобусах очень маленькие форточки, и в летнюю пору пассажиры мучаются из-за жары.
«Такое жаркое лето без дождей, к сожалению, становится системным. Теперь комфортабельных низкопольных автобусов мало. Следующий шаг – должны быть кондиционеры у водителей и в самом салоне», – сказал градоначальник.
Мэр Казани добавил, что «в целом Казань – лидер по приобретению нового подвижного состава». Здесь самые молодые троллейбусы, автобусы и трамваи по сравнению с множеством других городов, за исключением Москвы.
Пятая заправка решит проблемы с очередями
Ежедневно 71 городской маршрут Казани обслуживают 738 автобусов. Из них, с учетом этой партии, 217 машин работает на газомоторном топливе. Новые автобусы будут курсировать по двум городским маршрутам – № 1 (Речной порт – Дербышки) и № 22 (ул. Можайского – Ферма-2). Эти маршруты были выбраны не случайно.
«Мы выбрали те автобусные маршруты, которые наиболее востребованы у жителей, эффект от замены автобусов на которых ощутят как можно больше пассажиров», – отметил замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров.
Опыт эксплуатации автобусов на газомоторном топливе перевозчики Казани начали в 2018 году, в период подготовки ЧМ по футболу. С тех пор новый автотранспорт во многом зарекомендовал себя с хорошей стороны. Однако водители отмечают трудности с заправками.
«Комфортно, как в самолете, но проблема в заправках – их мало, всего четыре по Казани. Иногда по два часа приходится стоять в очереди», – сообщил водитель ПАТП-2 Назип Тимермухаметов.
Эти трудности представители администрации Казани не отрицают, но обещают, что в скором времени вопрос благополучно разрешится.
«Трудности с заправками пока действительно остаются, но в ближайшее время мы ожидаем ввод в эксплуатацию еще одной газозаправочной станции на улице Васильченко. Она будет расположена в непосредственной близости с базой ПАТП-2. После ее ввода в течение одного-двух месяцев все вопросы будут сняты», – обещал Ильдар Шакиров.
Водитель другого казанского автобуса Эльвира Фатахутдинова работает на новом «НЕФАЗе» с октября прошлого года. Ее автобус выполняет 45-й маршрут. Женщина всем довольна, каких-либо нареканий к машине нет.
«Сама пригнала автобус из Набережных Челнов. Он намного лучше тех, что были раньше. Прихожу домой, и от меня не пахнет соляркой. Кабина водителя более усовершенствована. У нас есть устройство для подзарядки валидаторов и стоит «антисон». Ближе к вечеру все водители устают, а «антисон» не дает заснуть, улавливает состояние и сигналит. Коробка передач – автомат, тоже очень удобная», – поделилась Фатахутдинова.
Особенно ей нравится печка, установленная в кабине водителя, за сиденьем. Теперь водителю не страшны лютые морозы. В зимнюю пору Эльвира не мерзнет за рулем даже в легкой летней рубашке.
Опыт Набережных Челнов не страшен
Каких-либо опасений у водителей и администрации Казани в отношении эксплуатации новых автобусов нет. Однако многие помнят неудачный опыт использования «НЕФАЗов» в Набережных Челнах. Там городские власти неоднократно заявляли о желании задействовать в пассажирских перевозках крупногабаритные автобусы. Реализовать идею удалось после прихода на должность мэра Челнов Наиля Магдеева. В 2015 году в городе под эгидой МУП «Электротранспорт» появилось автобусное предприятие, основу парка которого составили взятые в лизинг у КАМАЗа 190 «НЕФАЗов». Увы, проработали автобусы недолго. В 2020 году город заявил о возвращении КАМАЗу автобусов в связи невозможностью оплачивать платежи, долгов по которым к тому моменту накопилось около миллиарда рублей. Это привело к банкротству предприятия. При этом автоперевозчики жаловались на низкое качество газомоторных автобусов.
«Это была не та марка автобуса и не тот двигатель, вообще всё другое. Тогда автобусные перевозки перевели в трамвайное депо. То есть была одна общая организация, а ведь это две разные вещи – трамвай и автобус. Руководство трамвайного депо регулировало пассажирские перевозки. Возможно, там (в Набережных Челнах, – прим. Т-и) и были какие-то нарекания. Но сегодня это в корне другая машина. «НЕФАЗ» себя зарекомендовал как надежный автобус, водителей он устраивает. Если бы были нарекания, то мы бы остановились и ждали поправок. Мы ведь уже получаем не первую десятку машин», – пояснил ситуацию Альберт Мухаметшин.
Замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров также отметил, что вместе с производителем автобусов – КАМАЗом руководство города «находится в постоянном диалоге». При этом совершенствуются все мелкие недоработки. В следующем году обновление автопарка Казани продолжится.
«Планы по дальнейшему обновлению автопарка, безусловно, есть. В соответствии с условиями контрактов перевозчики Казани не имеют право эксплуатировать на линии автобусы в возрасте старше 10 лет. Только муниципальные перевозчики должны обновить в 2022 году порядка ста автобусов, и еще сто должны обновить частные перевозчики», – добавил Шакиров.
Он пояснил, что в период к подготовке к Универсиаде в 2012 году все городские перевозчики массово обновляли подвижной состав. Тогда было закуплено более 400 автобусов, сейчас как раз подходит срок их замены. Старые автобусы будут реализованы муниципальными перевозчиками с аукционных торгов.
Фото: Рамиль Гали
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»