Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Китайский банк готов дать кредит на строительство ВСМ Москва – Казань под госгарантии – СМИ
При дефолте заемщика Россия будет отвечать за погашение долга и процентов, что позволит снизить риски кредиторов и сократить стоимость финансирования.
(Казань, 25 апреля, «Татар-информ»). Китайский China Development Bank (CDB) предоставит кредит на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, если он будет обеспечен госгарантиями Правительства РФ. Об этом рассказали источник, близкий к РЖД, и сотрудник Аппарата Правительства, передает РБК.
Такая же информация содержится в докладе и презентации РЖД в Минтрансе РФ и Минэкономразвития РФ с параметрами финансовой модели проекта (имеется в распоряжении издания). В докладе подчеркивается, что при дефолте заемщика именно Россия будет отвечать за погашение оставшегося долга и невыплаченных процентов, что позволит снизить риски кредиторов и сократить стоимость заемного финансирования.
В РЖД, CDB и Министерстве финансов РФ на запросы не ответили. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, который курирует проект в Правительстве, на телефонные звонки пока не ответила.
Китай согласился инвестировать в строительство ВСМ в прошлом году. В мае в Москве в присутствии Президента Владимира Путин и Председателя КНР Си Цзиньпина руководители РЖД, Минтранса, корпорации «Китайские железные дороги» и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформам подписали меморандум о сотрудничестве и модели финансирования ВСМ.
Источник, близкий к РЖД, говорит, что госгарантии могут потребоваться по кредиту не только CDB, но и коммерческих банков. У них планирует привлечь на строительство ВСМ 200 млрд. рублей. По словам собеседника издания, такой подход является альтернативой прямому финансированию проекта высокоскоростной магистрали из бюджета: «Логика очень простая: чем больше РФ готова дать гарантий, тем больше кредитного финансирования можно привлечь. И наоборот: нет госгранатий – выше риск, меньше кредиторов».
РЖД оценивает общие расходы на строительство ВСМ в 1,2 трлн. рублей. Еще 643 млрд. рублей монополия просит в виде субсидии с 2020 по 2031 год для гарантий доходности инвесторов проекта. Речь идет об акционерах «Специальной проектной компании» (СПК), которая станет концессионером проекта. По задумке РЖД, в капитал СПК войдут сама монополия (41 процент), китайский инвестфонд «Шелковый путь» (38 процентов), дочка РЖД – «Скоростные магистрали» (15 процентов) и компании-перевозчики (6 процентов).Финансовая модель построена исходя из доходности в 15 процентов для акционеров концессионера и в 10 процентов для финансовых инвесторов.
РЖД планирует реализовать проект в основном на заемные деньги. Помимо кредитов China Development Bank и других банков на 600 млрд. рублей, СГК придется выпустить инфраструктурные облигации на 140 млрд. рублей, привлечь 100 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния и 90 млрд. рублей от негосударственных пенсионных фондов (каким способом, РЖД не указывает). Еще 100 млрд. рублей СПК получит в уставный капитал от РЖД, 103 млрд. – от «Шелкового пути», 40 млрд. – от «Скоростных магистралей», 17 млрд. – от компаний-перевозчиков.
Важным участников проект может стать ВЭБ. Из презентации РЖД следует, что именно банк будет формальный заемщиком валютного кредита от China Development Bank. Далее ВЭБ конвертирует кредит в рубли и передаст СГК на строительство магистрали. Таким образом, именно ВЭБ будет выплачивать проценты китайскому банку и нести валютные риски. Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин говорил в прошлом году, что кредит может быть выдан в долларах, юанях или рублях. В пресс-службе банки подтвердили, что ВЭБ рассматривает возможность участия в проекте ВСМ.
Министр транспорта РФ Максим Соколов называл будущую магистраль «крупнейшим инфраструктурным проектом России». По словам источника, близкого к РЖД, и федерального чиновника, окончательного решения о строительстве ВСМ не принято. Ведутся переговоры о том, кто мог бы войти в консорциум инвесторов магистрали. Собеседник РБК допускает, что, когда консорциум инвесторов сформируется и подаст необходимые заявки, Минфин откажется дать госгарантии и денег на прямое финансирования ВСМ в бюджете не найдется. Тогда «все вздохнут и забудут про этот проект лет на пять», резюмирует источник, близкий к РЖД.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»