news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Картина художника Казани стала лицом выставки Музея наивного искусства в Екатеринбурге

Картина есть на афише первой выставки музея «Ангелы и другие жители Земли. Избранные произведения Музея наивного искусства».

Картина художника Казани стала лицом выставки Музея наивного искусства в Екатеринбурге

(Казань, 21 ноября, «Татар-информ», Анна Тарлецкая). Казанский художник Альфрид Шаймарданов и искусствовед Дина Ахметова вернулись с открытия Музея наивного искусства в Екатеринбурге, которое состоялось 18 ноября. Казанские гости были в уральской столице по личному приглашению мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана.

Градоначальник, известный как меценат и благотворитель, два года назад подарил городу свою коллекцию наивной живописи, которую собирал в течение 30 лет по всей стране. С этого и началась история музея. Несмотря на то что в коллекции собран в основном уральский наив, в ней находятся три картины татарстанца Альфрида Шаймарданова. Более того, именно работа казанского художника – «Ожидание» – стала первой афишей, лицом нового музея, тем самым навсегда попав в историю российской наивной живописи.

На открытие были приглашены музейные сотрудники и коллекционеры из разных городов: Москвы, Перми, Казани, Ярославля, Одессы. Дина Ахметова, представляющая в Екатеринбурге Государственный музей изобразительного искусства РТ, рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ», что подход к организации первой экспозиции Музея наивного искусства был «теоретически и культурологически выверен, что случается нечасто».

«Наивную живопись воспринимают как искусство наивно рисующих людей, однако в этом музее очень серьезный и профессиональный подход к творчеству таких художников, потому что их мир не менее глубок и осмыслен, чем у "взрослых" художников. Наивный художник видит мир в ином ракурсе, замечая его в своей оптической оси», – отметила она.

Считается, что феномен наивной живописи в России не разгадан. Исторически это явление возникло из соединения иконописной живописи и домовой росписи крестьянских художников-самоучек, которые свои повествовательные, а иногда иносказательные, бытовые картины переносили в народный быт.

На первой выставке представлено 150 картин. Они расположились в 11 залах музея, причем каждый художник в отдельном зале. Как было отмечено на открытии музея, данная выставка – культурное событие всероссийского масштаба. Пожалуй, это будет крупнейший музей наивного искусства в нашей стране. Пока такой есть только в Москве. Кроме того, этот проект стал итогом частно-муниципального партнерства и возвращения традиции создания музеев через дарение частных коллекций.

«Для меня это действительно знаковое событие. Более того, открытие музея наива сегодня очень своевременно – в будущем году мы отмечаем столетие со дня памяти классика наива грузинского художника Нико Пиросмани. Нас очень тепло принимали, ведь татарстанский наив представлен в экспозиции еще двумя моими картинами: “Москва. Приплыли” и “Изгнание из рая”. Более того, мы говорили о моей выставке в Екатеринбурге», – поделился планами и впечатлениями Альфрид Шаймарданов.

Новый музей – структурное подразделение Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Заведующий музеем кандидат философских наук Андрей Бобрихин отметил, что за два с половиной года, как коллекция была подарена городу, было найдено здание, сделан его капитальный ремонт. В дальнейшем на средства гранта фонда В. Потанина будет сделан современный дизайн экспозиции музея, каталогизирована коллекция, издан каталог.

Присутствующие сравнили событие с даром Третьякова, и это вполне справедливо – коллекция получилась очень качественная, как художественно, так и хронологически. Она начинается с народных икон XV века, заканчивается нашими днями, включая в себя и советский наив.

Ближайшая вставка наивного искусства в Казани запланирована на 18 января будущего года. Альфрид Шаймарданов представит свои работы в национальной галерее «Хазинэ».
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100