news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

Калимуллин: «В моей симфонии шесть частей – пять про страны-члены БРИКС, одна про Казань»

В Казани 8 февраля пройдет премьера симфонии-поэмы «БРИКС-2024»

Читайте нас в

Сегодня в Казани стартует фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас», в рамках которого 8 февраля состоится премьера симфонии-поэмы «БРИКС-2024» композитора Рашида Калимуллина. «Татар-информ» узнал у народного артиста России и Татарстана, как родилось это произведение.

Калимуллин: «В моей симфонии шесть частей – пять про страны-члены БРИКС, одна про Казань»
Рашид Калимуллин: «Как художник, как композитор, я очень люблю отображать то, что увидел, то, что пропустил через свое восприятие, в музыке»
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Само сочинение – это заказ Минкультуры Татарстана»

Рашид Фагимович, как родилась ваша новая симфония, получившая название «БРИКС-2024»?

В последние годы я особенно не зацикливаюсь только, например, на национальной теме, на татарской музыке. Мы все живем в огромной и крайне разнообразной в культурном отношении стране под названием Россия. Так уж сложилось, что я много еще и путешествовал по миру, много чего повидал… Как художник, как композитор, я очень люблю отображать то, что увидел, то, что пропустил через свое восприятие, в музыке. Это не работает примитивно, что вот я куда-то съездил – и сразу по итогам записал впечатления нотами. Может пройти год, два, три и даже больше, пока все эти видения, все эти образы прошлого не придут и не встанут вдруг ясно и в полный рост в моем сознании.

Знаете, у меня есть сочинение, которое я еще в молодости написал, – «Видение Пальмиры». Да, оно про тот самый город в бедной Сирии, про это потрясающее место на земном шаре. В далекие уже советские годы в Союзе композиторов СССР работала специальная комиссия, которая помогала музыкантам выезжать за рубеж в качестве туристов. Мы ездили тогда целыми группами. Чем выше был твой членский статус в Союзе, тем реальнее было попасть, например, в капстраны – в Париж, Лондон и другие. Но мне всегда был интереснее Восток. Помню, как на целый месяц мы уехали в Индию и чего там только за это время не успели увидеть – столько памятников этой древнейшей цивилизации! Из той поездки у меня потом родилось сочинение «Тадж Махал».

И вот Сирия… Я до сих пор помню, как мы из Дамаска долго ехали по пустыне. Дороги там еще строились, была всего одна полоса, а вокруг пески… И вот когда до Пальмиры оставалось, наверное, километров десять или меньше, небо вдруг заволокло облаками, и вдруг возникло перед нами какое-то космическое видение и мы увидели во всей красе древнюю Пальмиру. А состояние было особенное – невыносимая жара, ни о чем другом думать сил вообще не было, хотя автобусы и были оснащены кондиционерами и было много воды. Мы там постоянно пили воду, иначе, наверное, и не вынесли бы такое испытание. На волне тех впечатлений и родилось это произведение…

С симфонией БРИКС-2024 так же получилось?

Не совсем так, но те образы, те воспоминания и впечатления, что ранее я воплощал в других своих сочинениях с «географической привязкой», скажем так, мне очень помогли при работе над этой симфонией. Само сочинение – это заказ Минкульта Татарстана, ко мне обратилась лично министр культуры Ирада Хафизяновна Аюпова. Кстати, после премьеры в Казани симфония «БРИКС-2024» прозвучит в мае в Большом концертном зале Московской консерватории, где пройдет мой авторский вечер. Там же будет представлено и мое новое произведение – «Легенды о любви». А пианист Жуй Мин исполнит мой фортепианный концерт, который редко где услышать можно.

«Пианист Жуй Мин исполнит мой фортепианный концерт, который редко где услышать можно»

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

«Я изначально не стремился написать прямо-таки классическую симфонию»

Структура традиционная – из четырех частей – или нет?

Нет, в моей симфонии шесть частей. Я изначально не стремился написать прямо-таки классическую симфонию. Скорее, у меня получилась симфоническая поэма. На самом деле, я легко мог добавить и еще пару частей, но заказчик, скажу прямо, попросил сделать произведение максимально компактным. Видимо, чтобы никто из слушателей не дай бог не уснул из-за того, что симфония слишком длинная, чтобы не устал в процессе. Я пошел навстречу трудящимся – симфония длится в районе 17 минут.

Думаю, это оптимальный формат. Сейчас большие, длинные и чересчур концептуальные вещи вряд ли «зайдут» слушателям. Жизнь очень сильно ускорилась, у людей клиповое мышление, трудно им крупную форму воспринимать. Темп жизни во времена Баха был другим. Сейчас даже его музыку играют быстрее, чем в то время. Да и я не ставил перед собой задачу удивить слушателей длительностью произведения.

Удивите количеством частей. Почему в итоге их шесть?

По количеству стран – членов БРИКС, их же пять. Каждая часть симфонии – про одну из стран, по первым буквам названий которых и сформировалась эта аббревиатура. А шестая часть – про Казань, ведь столица Татарстана принимала этот крупнейший международный форум. Эту часть я назвал ‘’You are welcome’’, то есть «Мы рады вас видеть». Вы услышите в ней и интонации золотых мелодий татарского народного фольклора, и современные мотивы джаз-рока.

В Китае я бывал много раз, поэтому для меня не составляло труда восстановить в памяти музыкальные образы и всей этой страны, и ее столицы – Пекина. Эта часть в большей степени философская, от этой музыки, надеюсь, вы ощутите некий свет истины. Я хотел показать Китай как некий сгусток древней мудрости.

Далее – Индия, тоже Восток и тоже древний, но такой как бы острый, заперченный, с пряностями. И в музыке я попытался передать все то безумное множество интонаций, что свойственно этой большой стране. А также медитативность, даже уход в транс в какой-то степени.

Африка – это целый континент, там много совершенно разных стран. Но мой образ – это барабаны. А ЮАР для нас, выросших в СССР, – это место буров, алмазных копий, апартеида и подвига Нельсона Манделы. Но еще в этой стране расположен мыс Доброй Надежды. И в этой части симфонии я хотел музыкально передать именно чувство надежды. Ведь и БРИКС возник как выражение надежды – на лучшую жизнь, на лучшие взаимоотношения между разными государствами, на лучшее ведение мировой торговли. Не для торговых войн же точно все это возникло.

А Бразилия – это, наверное, что-то карнавальное?

Бразилия – это для меня, прежде всего, гора Корковаду, на вершине которой стоит та самая огромная статуя Иисуса Христа. Корковаду – одна из самых высоких гор в этой стране. Есть и повыше, но, видимо, там не очень удобно было статую такую ставить. А тут поставили – и с тех пор Спаситель как бы смотрит на всех сверху. Я Латинскую Америку тоже объездил вдоль и поперек. И поначалу действительно хотел написать что-то карнавальное, но в таком «причесанном» звучании. Чтобы эта часть сильно не выпирала на фоне других.

Но пожелание было сделать что-то более жгучее. Я в итоге написал две разных части, но одну отложил на будущее, а оставил в симфонии ту, что вышла поярче и темпераментнее. Хотя, согласитесь, Иисус с горы Корковаду не каждый день же за карнавалом наблюдает. В общем, в музыке всей симфонии я хотел показать то, как я вижу весь мир.

«В музыке, надеюсь, вы услышите и имитацию звона колоколов»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Россия – это что-то такое очень светлое, торжественное и колокольное»

А Россию вы как там представили?

Звон колоколов в Москве. Я жаворонок, рано всегда просыпаюсь и очень люблю гулять по столице в это время. А оно уникальное – переход от города, который спит, к «просыпанию», он в Москве происходит резко и мощно. У Прокофьева в «Ромео и Джульетте» есть подобный номер, но там у него улица в Вероне просыпается. Жизнь как бы зарождается заново. Мне хотелось передать в музыке, как просыпается Москва.

Еще один образ – это блеск куполов церквей. Офис Союза композиторов России рядом с Красной площадью расположен, на метро «Охотный ряд». И я не раз из окон наблюдал, как блестят купола. Особенно когда ходил в офис из гостиницы «Россия» (которой уже нет, там теперь парк «Зарядье») через саму площадь – с тех пор запомнил, как они на солнце играют, переливаются.

И вот все эти ассоциации, даже еще до моего переезда в Москву, у меня в голове сложились. Что-то такое очень светлое, торжественное и колокольное. И в музыке, надеюсь, вы услышите и имитацию звона колоколов. А еще я использовал в этой части мотив из «Славься» Глинки. Мне в некотором смысле хотелось себя проверить – смогу ли я описать в музыке все эти неуловимые ассоциации. На мой взгляд, я это сделал. И сделал очень вкусно.

А вы до сих пор стремитесь себе что-то доказывать?

Без этого невозможно. Постоянно нужно самому себе, и это прежде всего, доказывать, что ты действительно состоялся в жизни. И я не про материальную сторону вопроса. А про нечто глубинное, про внутренние ощущения, что ты и правда способен сделать что-то лучше других. Сделать что-то такое особенное, на что другие не замахнулись бы.

В силу своей работы в Союзе композиторов России мне приходится много ездить по стране, особенно в последнее время – в Сибирь. Мне очень интересна культура, музыка народов Сибири. Я поэтому решил написать несколько сочинений про эти регионы России, получается некий цикл, трилогия. Сначала «Алтайские пейзажи», которые уже живут своей жизнью, премьера прошла в Барнауле. Сейчас я закончил «Уральские узоры», а параллельно работаю над симфоническим произведением «Сибирские сказы», оно близко к завершению.

Пока не могу сказать, в каком жанре получится этот цикл. Но, знаете, это раньше, еще в советское время, жанр имел какое-то значение. С тех пор рамки размылись окончательно. Еще в 1952-м, за год до смерти, Прокофьев завершил свой опус 125 – симфонию-концерт для виолончели с оркестром. Помню, Даниил Шафран потрясающе в нем солировал, я слышал его игру вживую. С одной стороны, там три части, как в любом концерте для солирующего инструмента и оркестра. С другой, это и не концерт в итоге, и не симфония, а что-то синтетическое. Тогда это было в новинку, сейчас вообще уже не важно, в какую форму в итоге будет втиснута музыка.

«Сейчас классическая музыка воспринимается как некое ретро. Это еще не экспонат в музее, но что-то уже близкое к раритету»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Теперь уже нам, академическим музыкантам, надо учиться у поп-исполнителей»

Время больших симфоний ушло?

Гайдн написал больше ста симфоний, Бетховен – девять, Жиганов – 17. Сколько у меня сейчас – я и не вспомню, но точно больше десятка. Но что такое симфония? Во все времена суть этого понятия менялась. Ведь состав оркестра у Гайдна был проще, чем у Бетховена. А потом пришел Вагнер и все усложнил. Но следом за ним пришли Брукнер и Малер, и оказалось, что можно еще сложнее.

Оркестровки в каждую эпоху меняются радикально. Я не знаю, с чем это связано, возможно, со взаимным влиянием новых видов искусств. Скажем, киномузыки. Вообще и поп-музыка, и джаз очень многое взяли из академической музыки. Но ушли намного дальше, особенно поп-музыка, которая изначально развивалась как исключительно коммерческая история. И теперь уже нам, академическим музыкантам, надо учиться у поп-исполнителей, как организовывать концерты и как продавать билеты.

Ведь сейчас классическая музыка воспринимается как некое ретро. Это еще не экспонат в музее, но что-то уже близкое к раритету. Земля стала крутиться быстрее, мир вокруг меняется стремительно. Лет пять назад, например, мы и не думали про искусственный интеллект. А сейчас уже обсуждаем, чем опасна для всех нас эта технология. В том числе и для музыки. Может, вскоре уже такой профессии, как композитор, да и многих других творческих профессий вообще не останется.

Есть еще такая проблема – классика давно воспринимается как нечто сложное, высокоинтеллектуальное. А убыстряющееся время требует максимальной простоты… Три аккорда, два прихлопа.

Но во все времена людям нужна вкусная и полезная еда, чистое небо, свежий воздух и живая музыка, в частности. На мой взгляд, сейчас это все стало цениться даже больше, чем раньше. Но все зависит от уровня образования. Вот не так давно я был на юбилейном концерте Союза композиторов РТ. Мы программу сделали простую – без симфоний и крупных сочинений, только легкие оркестровые пьесы, песни известных наших классиков, в том числе современников. И я следил за лицами молодых людей, которые собрались в зале. И видел, как у них глаза загораются, какой они получают мощный и положительный заряд новых эмоций.

Понятно, что они ходили до этого только на концерты поп-музыки. И вдруг оказались в зале, где услышали совершенно иную организацию звуков. И ощутили всю прелесть от этого. Кого-то это все увлечет, и он начнет чаще ходить на концерты и академической музыки.

Тем более все развивается волнами. Когда СССР победил в Великой Отечественной войне, 80-летие Победы в которой мы все будем отмечать в этом году, возникло стремление быстрее все восстановить. Мотивация на то, чтобы двигаться вперед, чтобы преодолеть все трудности, тогда возникла мощнейшая. И это отражалось на искусстве, которое развивалось также стремительно. Взять отдельно Казань. Союз композиторов здесь был создан в 1939-м, оперный театр открылся в том же году, консерватория – в 1945-м. Сложнейшие времена – репрессии, потом война, а люди думали о будущем.

То есть бывают такие периоды в истории, когда искусство бурно развивается. Не каждый год, конечно, рождаются Чайковские. В 1990-х престиж нашей профессии упал ниже плинтуса, всем приходилось выживать, зарабатывать, только чтобы прокормить семью. А в последние годы заметен мощный подъем, новая волна. И не только у нас в Татарстане, но и в других регионах России появляются молодые и талантливые композиторы. Видимо, время пришло. А когда их не один, не два, не пять, то происходит революция, в том числе и в музыке.

Земля России вообще полна талантов. В том числе и в композиторском творчестве. К тому же хорошее образование сегодня все они получают. Когда мы учились, не было интернета. Летом я сам ходил в библиотеку консерватории, изучал партитуры, получая от этого огромное удовольствие. Сейчас же все можно послушать в сети. Может, и поэтому постепенно стираются границы между столицей и регионами. Много где хорошие и сильные музыкальные школы сложились.

«Просто есть люди, которые открыты к разным культурам, а есть как бы монокультурные. Но это не значит, что первые лучше вторых, просто дороги у всех разные»

Фото: из личного архива Рашида Калимуллина

«Я много занимался фольклором – и не только татарским»

Возвращаясь к симфонии-поэме «БРИКС-2024». Помог ли вам в вашем творчестве тот факт, что вы, как татарин, с рождения билингв?

Дело не только в знании языков. Моя бабушка в юности в медресе училась и знала арабскую вязь. А потом овладела и латиницей, и кириллицей. Она всю жизнь прожила в деревне, почти 100 лет! Видела чистый лес, росла и жила вместе с природой и знала массу народных песен. К ней даже фольклористы приезжали записывать все это наследие. Я же это все слышал с детства, ведь на каникулы всегда приезжал к бабушке в деревню. Получается, таким вот образом прикоснулся к традиции.

А потом я и «Битлз» услышал, и даже на баяне наигрывал песни из репертуара этой группы. И других рок-групп того времени тоже. Мне потом все это в моем композиторском творчестве сильно пригодилось. К тому же я много занимался фольклором, и не только татарским. Я могу и сейчас легко отличить говор северных народов от акцентов южных.

Понимаете, когда я начинаю писать музыку, я же в некотором смысле вживаюсь в образ. Я всегда готовлюсь к написанию музыки, особенно если речь о крупной форме. И симфония «БРИКС-2024» так же рождалась. Я много слушал разной национальной музыки, много читал, смотрел видео о путешествиях. Все это нужно было впитать в себя, чтобы потом как бы языком другого человека – колумбийца, кавказца, башкира, якута, кого угодно – передать в музыке возникшие в голове образы. И тот билингвизм, о котором вы спрашивали, в этом плане мне сильно помогал и раньше, и всегда помогает, это точно.

Но это не какое-то сверхсвойство. Просто есть люди, которые открыты к разным культурам, а есть как бы монокультурные. Но это не значит, что первые лучше вторых, просто дороги у всех разные. Художник должен только творить. И каждый увидит мир по-своему. Кто-то коня увидит в розовом цвете, кто-то – в голубом, а кто-то – в реальном преломлении. В этом вся прелесть искусства.

Фото на анонсе: © «Татар-информ»

Калимуллин Рашид Фагимович
Председатель Правления Союза композиторов РФ

Родился 6 мая 1957 г. в г. Зеленодольске ТАССР. Окончил Казанскую консерваторию (1985 г.), аспирантуру (1987 г.).

С 1987 по 1993 гг. — преподаватель, старший преподаватель, заведующий кафедрой композиции и инструментовки Казанской консерватории.
С 1989 по 2024 гг. — председатель Союза композиторов РТ.
С 1995 по 2010 гг. — секретарь Союза композиторов России.
С 1995 по 2002 гг. — директор центра современной музыки им. Губайдулиной.
С 2006 по 2010 гг. — член общественной палаты РТ.
С 2010 по 2015 гг. — заместитель председателя Союза композиторов России.
С 2015 по 2017 гг. — председатель Союза композиторов России.
С 2017 г. — председатель Правления Союза композиторов России.

Заслуженный деятель искусств РТ (1990 г.).
Заслуженный деятель искусств РФ (1995 г.).
Народный артист РТ (2004 г.).
Народный артист РФ (2007 г.).
Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (2022 г.).

Директор и художественный руководитель международных фестивалей современной музыки, проводимых в России и РТ: «Европа-Азия» (с 1993 г.), «Muz-Transit» (с 2003 г.).
Член жюри Международного конкурса им. Прокофьева и конкурса им. Юргенсона.

Лауреат первых премий международных конкурсов по композиции (Германия 1987 г., Австрия 1994 г.), Государственной премии РФ им. Д. Шостаковича (1998 г.), премии Правительства РФ в области культуры (2005 г.), Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2007 г.).

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2017 г.), орденом «Дуслык» (2022 г.).

news_right_1
news_right_2
news_right_3
news_bot