Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Мягкая сила на Востоке: как Татарстан стал для Москвы ключом к исламскому миру
Гайд: объясняем, что представляет собой Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир»
Первый за политику, второй за экономику
Как-то у Рустама Минниханова спросили, является ли Казань исламской столицей России, и тут он проявил себя как истинный дипломат: «Казань есть Казань. Мы не претендуем, потому что у нас есть еще и другие города России, где проживают наши братья-мусульмане».
Так тактично Президент Татарстана намекнул на второго человека из России, который также активно контактирует с исламским миром, – Главу Чечни. Но, как говорят эксперты, если «верный пехотинец Путина» Рамзан Кадыров отвечает за политические контакты с Ближним Востоком, то за Рустамом Миннихановым прежде всего экономика.
«Татарстан – это окно в исламский мир, в первую очередь в экономическом плане. В политическом плане – это больше глава Чечни Рамзан Кадыров. В связи с последними событиями экономический фактор выходит на первый план, России нужно найти своих экономических партнеров в исламском мире», – считает ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. Ученый является участником Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», заседание которой состоится в Казани завтра.
Реанимация
Конец 2014 года. Страна переживает эйфорию на фоне событий в Крыму. Операция по присоединению Крыма прошла успешно, но начавшиеся экономические санкции обрушили рубль. Тогда Москва понимает, что в связи с ухудшением отношений с западными странами нужно усилить работу на Востоке и искать новых партнеров. Эту миссию Путин возложил на Президента Татарстана. «Для работы с исламским миром Президент Владимир Владимирович Путин определил меня координатором. Это говорит о том, что мы не только в рамках своего субъекта работаем, но и в интересах всего нашего российского государства. Я считаю, что это очень важный фактор, когда мы получаем поддержку и в целом наша страна получает плюс от того, что Татарстан берет на себя некие инициативы», – рассказал на итоговой встрече с журналистами Рустам Минниханов.
Главным инструментом для Минниханова становится площадка под названием «Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир». Что примечательно, ее создавал первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев вместе с Евгением Примаковым (главой МИД ельцинского правительства) еще в далеком 2006 году. Тогда Россия только вступила в аналог «исламского ООН» – Организацию исламского сотрудничества и решила активнее участвовать на политической арене на Ближнем Востоке.
Группа ежегодно заседала в различных городах России и Востока (Стамбул, Кувейт, Джидда) и стала площадкой, где собирались экс-главы МИД, политики и даже родственники королей и обсуждали ситуацию в мире. Некоторые страны презентовали свои модели ислама, к которым предлагали присмотреться России.
Но все закончилось в 2009 году, когда началась череда революций в странах исламского мира – «арабская весна». Работы группы «Россия – Исламский мир» поставили на паузу. Она вернулась к жизни в 2014 году, но уже под председательством Президента Татарстана Рустама Минниханова.
Почему Татарстан?
Почему же выбор пал на Минниханова? Помимо природного умения Минниханова договариваться свою роль сыграло и то, что Рустам Нургалиевич возглавляет одну из главных исламских витрин России – Республику Татарстан. «Наша страна многонациональная, многоконфессиональная. Вот если в Израиль ехать – туда не надо татарина посылать, туда еврея надо посылать. А если мы едем в арабские страны, то мусульмане – с Кавказа, из Татарстана, из Башкортостана – лучше с этой задачей справятся. Потому что это конкурентное преимущество нашей страны. И мы проявляем активность и получаем полную поддержку руководства нашей страны», – объяснял сам Минниханов.
Впрочем, не будем забывать, что татары веками были посланниками России на мусульманском востоке, начиная от толмачей (переводчиков) эпохи Московии, заканчивая отцом «исламского социализма» Султан-Галиевым и «Красным пашой» Каримом Хакимовым, первым послом СССР в Саудовской Аравии.
«Думаю, что это достаточно большой вклад Татарстана в работу группы, потому что у РТ при том, что это субъект Российской Федерации, временами бывает особая позиция. Плохая ли, хорошая, но она бывает, что очень достойно. Татарстан, как мусульманская часть России, уважаем. Уважаем он в мусульманском мире – и на Ближнем Востоке, и не только на нем. И вот это ощущение, что в составе РФ есть мусульманский субъект, – это очень уважаемо. Тем более Казань в целом ведет себя очень достойно, продуктивно. В каком-то плане это не то чтобы мост между Россией и мусульманским миром, но это свидетельство того, что Россия – поликультурная страна. И татары в ней занимают особое, очень уважаемое место», – объясняет востоковед Алексей Малашенко.
Что такое группа «Россия – Исламский мир»?
Когда группа создавалась, то у ряда экспертов были надежды, что она получит возможность влиять на некие политические решения в стране. Но в итоге оно стало сообществом экспертов, некий исламский «Валдайский клуб». «Это экспертное сообщество, которое включает более 40 участников. Это в основном политические, религиозные деятели практически из всех мусульманских стран. Группа объединяет влиятельных людей, которые разбираются в том, что происходит в мире. Это и отставные дипломаты, и представители интеллектуальной элиты мусульманских стран. Есть и российские религиозные деятели, муфтии», – поясняет Рафик Мухаметшин.
Следует отметить, что у группы есть и практическая площадка – это KazanSummit, где принимают участие представители исламского бизнеса, халяль-структуры. В этом плане группа и саммит друг друга взаимодополняют, создавая синергию.
«Такая группа должна быть, потому что помимо политических отношений бывают отношения, которые связаны с культурой, традициями. Бывают поиски чего-то общего на этом направлении. С этой точки зрения группа – это некая организационная база для такого поиска, поскольку Россия, в общем-то, все более и более изолируется и ей нужны какие-то совершенно другие контакты, – считает Алексей Малашенко. – Что такое исламский мир? Это совокупность мусульманских государств с разными интересами – политическими, экономическими. Исламский мир – он различен, у каждого мусульманского государства свои интересы, поэтому я бы сказал, что в данном случае было бы точнее говорить об отношениях между Россией и мусульманскими странами. И тут мы приводим целую парадигму от Алжира через Саудовскую Аравию до Индонезии. На деле приходится работать с каждым конкретным государством. В чем-то получается, в чем-то – нет. Но я думаю, что отношения с мусульманскими государствами сохранятся, и дай бог, чтобы они были более продуктивными и отвечали бы взаимным интересам. Поживем – увидим».
Что произойдет в Казани 20 мая?
Седьмое заседание группы (13-е по счету за всю историю ее существования) будет посвящено теме «Российский опыт сохранения этнокультурного многообразия, межнационального и межрелигиозного согласия – залог укрепления общегражданской идентичности».
По сути, все логично, обсуждать Россию как страну показательных витрин нужно в одном из таких регионов, Татарстан отлично подходит для этого. Помимо этого, конечно же, накладывается и праздничный фон – страна празднует 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией.
Заседание будет проходить в Казанской Ратуше практически целый день.
История создания: хроника
30 июня 2005 года на конференции министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества в Сане (Йемен) Российская Федерация принята в качестве наблюдателя в состав ОИС. 20 миллионов этнических мусульман России.
В 2006 году по инициативе бывшего главы МИД РФ, а тогда президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова и первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева создается Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир».
Примаков был почетным председателем группы вплоть до своей кончины – 26 июня 2015 года.
Чтобы понять статус группы, достаточно знать, что к каждой встрече группы с приветствием обращался Президент РФ Владимир Владимирович Путин.
27 марта 2006 года в Москве состоялось первое заседание группы с участием двух председателей – Примакова и Шаймиева.
Август 2006 года – в Казани второе заседание группы.
2 февраля 2007 года – в Стамбуле завершилось третье заседание группы. Российскую делегацию возглавлял Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. В СМИ то заседание охарактеризовали, что группа «с этапа демонстрации намерений и презентации России перешла к реализации конкретных планов».
27-29 октября 2008 года – четвертое заседание группы в Саудовской Аравии в г. Джидда. На тот момент в группу входило более двадцати известных деятелей мусульманского мира, среди них 3 бывших премьер-министра, 5 бывших министров иностранных дел, двоюродный брат Короля Иордании, сын Президента Сенегала, ряд известных богословов и др.
Декабрь 2009 года – пятое международное заседание группы в Кувейте под эгидой советника амира Кувейта, заместителя премьер-министра по правовым вопросам, министра юстиции и министра по исламским делам и вакфам уважаемого Рашида ал-Хаммада. На том заседании Кувейт презентовал свою концепцию «мягкого ислама» – «Аль-Васатыя». По итогам заседания между министерством по делам ислама и вакфам государства Кувейт и Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования России было подписано соглашение о создании центра «Аль-Васатыя» в Москве.
Перезапуск. После этого произошел перерыв в работе Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». Официальная причина – исламский мир накрыла «арабская весна», череда революций и смены правящих режимов.
2014 год – по поручению Президента РФ Владимира Путина группа возобновляет работу, ответственным назначается Президент Татарстана Рустам Минниханов.
11-12 июня 2015 года – в Москве прошло заседание группы в обновленном формате. Принимали участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, генсек Организации исламского сотрудничества Ияд Мадани.
25-28 мая 2016 года – группа провела заседание в Казани под председательством Президента Татарстана Рустама Минниханова.
16-18 мая 2017 года – в Чеченской Республике третье ежегодное заседание группы с участием 34 иностранных делегатов и 23 представителей Российской Федерации. Среди участников – руководитель Чеченской Республики Рамзан Кадыров, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, глава Республики Крым Сергей Аксенов.
12 ноября 2018 года в Махачкале под председательством Рустама Минниханова состоялось четвертое заседание группы, посвященное противодействию экстремизму посредством образования молодежи.
На тот момент Дагестан возглавил Владимир Васильев, а премьером стал выходец из Татарстана Артем Здунов.
28-30 ноября 2019 года в Уфе состоялось пятое ежегодное заседание Группы стратегического видения (ГСВ, Группа) «Россия – Исламский мир». Оно было посвящено 50-летию Организации исламского сотрудничества.
Следует отметить, что 2019 год был годом для перезапуска работу группы. К работе Президент РТ привлек опытного дипломата, посла в отставке Фарита Мухаметшина. Тогда же произошла презентация новой стратегии группы с участием главы МИД Сергей Лавров.
Коррективы внесла пандемия. В 2020 году заседания группы в очном формате не проходили.
24-25 ноября 2021 года в Джидде под эгидой Министерства иностранных дел Королевства Саудовская Аравия состоялось шестое заседание Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». Ключевой темой мероприятия стал диалог и перспективы сотрудничества между Россией и исламским миром. В качестве почетного гостя заседания был советник короля Саудовской Аравии и губернатор провинции Мекка принц Халед аль-Фейсал. Спикерами и участниками стали генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества (ОИС) Хусейн Ибрахим Таха, замминистра иностранных дел Саудовской Аравии Валид бин Абдул Карим.
Фото на анонсе: president.tatarstan.ru
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»