news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Кадровый голод и трудоустройство композиторов: в Казани обсудили вопросы образования

Кадровый голод и трудоустройство композиторов: в Казани обсудили вопросы образования

В Казанской консерватории состоялся круглый стол с участием представителей культуры Республики Татарстан, руководителей ведущих музыкальных коллективов и культурных учреждений, профессорско-преподавательского состава Казанской консерватории. Беседа была посвящена вопросам музыкального искусства и образования в Татарстане. Во встрече принял участие ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский.

Круглый стол прошел в рамках юбилейного фестиваля Казанской консерватории. Открыл обсуждение ректор Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Вадим Дулат-Алеев. 

В беседе приняли участие первый заместитель министра культуры Татарстана Юлия Адгамова, председатель Комитета Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов, председатель правления Союза композиторов России и председатель Союза композиторов Татарстана Рашид Калимуллин, заместитель руководителя исполкома Казани по социальным вопросам Гузель Сагитова, директор Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая Кадим Нуруллин, руководители ведущих творческих коллективов Татарстана — Рустем Абязов, Анатолий Шутиков и Миляуша Таминдарова, педагоги консерватории.

За круглым столом было обращено большое внимание в сторону значимости музыкальных школ и средних специальных учебных заведений в формировании кадров, за которыми в дальнейшем будущее развитие музыкального образования.

«Сегодня учреждения этого сегмента существуют довольно изолированно, и если руководство училищ и колледжей само не проявят инициативу в поисках контактов и взаимодействия, то ситуация так и останется неизменной», — подчеркнул Рыжинский.

 

Фото: © Владимир Васильев

Он заметил, что в этом вопросе эффективна деятельность Ассоциации музыкальных образовательных учреждений, куда вошли все организации высшего образования, большая часть средних специальных образований и часть музыкальных школ, что позволяет выстраивать полноценный многоступенчатый взаимосвязанный образовательный процесс.

«Это важно не только с точки зрения решения методических вопросов, но и с точки зрения того, куда мы движемся сегодня и кто завтра будет работать в музыкальных школах, училищах, консерваториях», — считает Рыжинский.

Этот вопрос плавно перешел в обсуждение целевого приема абитуриентов. Эксперты круглого стола сошлись во мнении, что он должен способствовать взращиванию профессиональных музыкантов, которые в дальнейшем вернутся в родной регион и будут трудиться на благо его развития в своей области.

 

Фото: © Владимир Васильев

Рыжинский отметил, что сегодня музыкальное сообщество испытывает кадровый голод, в частности, исполнителей на духовых, струнных инструментов (контрабас и арфа).

Большая часть разговора была посвящена композиторской деятельности. Председатель правления Союза композиторов РФ Рашид Калимуллин заметил, что в стране катастрофически не хватает композиторов, с чем согласился Александр Рыжинский. Также в этой связи он поднял вопрос о трудоустройстве композиторов.

 

Фото: © Владимир Васильев

«Существует проблема трудоустройства композитора на должность композитора. Есть у нас ряд профессий, которые фактически связаны со статусом свободного художника. И насколько это будет меняться, во многом зависит от тех, кто сегодня определяет репертуар филармоний, театров и т.д.», — считает Рыжинский.

И пока на государственном уровне не будет решен вопрос о поддержке композиторского сообщества, композиторы смогут «выживать» лишь за счет заказов.

Чтобы поддержать студентов-композиторов, прозвучала идея ротации набранного репертуара между ведущими музыкальными вузами.

«Было бы здорово, если наши сочинения звучали в РАМ имени Гнесиных, а мы в свою очередь исполняли ваш репертуар в наших стенах», — выдвинул идею заведующий кафедрой композиции Казанской консерватории Эльмир Низамов.

 

Фото: © Владимир Васильев

По мнению художественного руководителя и главного дирижера камерного оркестра La Primavera Рустема Абязова, остро стоит проблема формирования у студента «оркестрового» мышления.

«Для того чтобы играть в оркестре, этому нужно учиться. Когда приходят выпускники консерватории на прослушивания в оркестр, выясняется, что перед тобой стоит прекрасный солист, который совершенно не умеет взаимодействовать с оркестром», — посетовал Абязов.

 

Фото: © Владимир Васильев

Среди проблем маэстро перечислил невладение техникой «читки с листа», а также незнание «минимального набора» симфонических партий.

Абязов обосновал это в том числе тем, что камерный оркестр вынужден выбирать выпускников после Госоркестра РТ и Татарского театра оперы и балета имени Джалиля по остаточному принципу — у них больше возможностей и более высокие зарплаты. Оставшиеся кадры подчас не соответствуют ожиданиям.

Правда, сам Вадим Дулат-Алеев задал маэстро риторический вопрос: «А разве не из наших выпускников состоит ваш оркестр?»

Кроме того, за круглым столом о перспективах сотрудничества консерватории и Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма рассказала проректор университета по административной работе и социальному развитию Наталья Вадимовна Гречанникова.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100