news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Из 17 погибших в годы войны самолетов Пе-2 в Казани соберут один

В Татарстане, где за время войны было собрано 10,5 тыс. пикирующих бомбардировщиков, не сохранилось ни одного самолета.

Из 17 погибших в годы войны самолетов Пе-2 в Казани соберут один

(Казань, 23 октября, «Татар-информ», Арсений Маврин). Легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2 восстанавливают в Казани участники поискового движения РОМО «Объединение “Отечество”» РТ. Боевую машину планируют собрать из частей самолетов, погибших во время Великой Отечественной войны.

В годы Второй мировой войны на вооружении Красной армии состояло более 11,5 тыс. таких машин. 10,5 тыс. из них были собраны в Татарской АССР. Парадокс заключается в том, что ни одного Пе-2 на территории республики не сохранилось. На всю Россию их осталось всего три: два в подмосковном Монино и еще один – в музее Верхней Пышмы.

Несправедливость решили исправить поисковики. Уже многие годы они находят и возвращают из небытия имена солдат и командиров, считающихся пропавшими без вести. «Самолетами у нас Илья Прокофьев (управляющий делами организации «Объединение “Отечество”» РТ – прим. Т-и) занимается довольно давно. У него больше 400 установленных экипажей», – рассказал председатель совета РОМО «Объединение “Отечество”» РТ Александр Коноплев.

Сначала поисковики восстанавливали истории самолетов, потерпевших крушение в Татарстане, затем с коллегами объездили большую часть России. «Потом появилась идея восстановить самолет. Обычно делают истребители, Ил-2, Як собирают, а так как у нас, в Татарстане, собирался самолет Пе-2, то мы решили заняться им», – пояснил Коноплев. Так появился проект «Крылья Татарстана».

Идея заключалось в желании сделать не новодел, а машину с боевой историей, пусть и не летающую. С историей даже не одного экипажа, а нескольких. Дело в том, что найти Пе-2 в достаточно неплохом состоянии почти нереально. Результаты поисков и работы по реконструкции будут представлены в специальной книге «Крылья Татарстана».

«В этом году мы очень эффективно поработали. Начали с января и до октября практически каждый месяц были экспедиции. Мы работали в Новгородской области, в Псковской, в Ленинградской, в Мурманской, в Карелии, в Калужской области, в Московской ... В общей сложности получилось отработать на местах падения как минимум 11 самолетов Пе-2. Удалось самое главное – найти номера самолетов. По некоторым из них уже полностью установлены судьбы экипажей», – рассказал уже сам Илья Прокофьев.

О том, где и как погибли герои, поисковики сообщают в Минобороны, в военные комиссариаты по месту призыва летчиков, родным пилотов. А фрагменты погибших машин доставляются в Казань. Сейчас в гаражных боксах рядом со штабом поискового объединения скопились части уже от 17 пикирующих бомбардировщиков.

Один авиационный двигатель уже практически восстановлен. Сколько на это потребовалось времени и сил, знают только трое энтузиастов – Александр, Илья и Анатолий. Все свое свободное время они, являющиеся руководителями поискового движения республики, проводят здесь с инструментами в руках. Приобрести необходимый минимум оборудования помогли гранты Минмолодежи и Правительства республики. На большее денег у государства нет.

Общая стоимость реализации проекта – от 45 до 50 млн рублей. «Вообще коллектив должен быть человек 15, я думаю, чтобы в течение двух-трех лет сделать тот экспонат, который мы хотим. Сейчас основное время мы здесь втроем проводим. Когда есть свободное от работы время, в субботы, в воскресенья. Не знаю, конечно, что из этого получится, потому что при отсутствии достаточного финансирования работы тут лет на 15», – поделился Коноплев. А поисковикам хотелось бы успеть к вековому юбилею республики.

Сложности есть и с технической документацией. Сборочных чертежей одного из самых массовых боевых самолетов Красной армии в годы войны не сохранилось. Приходится все постигать опытным путем: разбирать, фиксируя каждый шаг, исследовать, понимать.

Но работа движется. Как только будут полностью собраны оба двигателя, в том боксе, где сейчас складированы части самолетов, поставят стапеля для центроплана – корпуса бомбардировщика. Места едва хватает. Нет и части необходимых элементов – виноваты война, время и собиратели цветного металла, для которых погибшие «Пешки» лишь источник дохода.

Но оптимизма реконструкторы не теряют. Они рассчитывают, что их Пе-2 как минимум на 80% будет состоять из родных частей. С тем, чего достать не получится, обещали помочь казанские заводы №№ 22 и 16. Именно на них во время войны и собирались эти самолеты.

Ну а когда работа будет завершена, предстоит найти место, где возрожденный Пе-2 будет установлен. «Есть два предложения: или в Кремль, или в Национальный музей», – отметил Коноплев.

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100