news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«Искусство – и никакой порнографии!»: почему работы Дали в Казани отметили 18+?

«Сюрреализм – это Я» – выставка графики Сальвадора Дали с таким названием откроется в Галерее современного искусства 7 апреля. Проект из 160 работ реализовал коллекционер из Санкт-Петербурга, владелец PS Gallery Павел Башмаков. Почему произведения ориентированы на взрослых и стоит ли сомневаться в их подлинности, выяснил «Татар-информ».

«Искусство – и никакой порнографии!»: почему работы Дали в Казани отметили 18+?
Павел Башмаков: «Я вижу, как в Европе, особенно во Франции и в Бельгии, люди среднего достатка покупают подлинные графические работы Пикассо, Шагала, Кандинского, Матисса»
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Живопись таких мастеров, как Матисс, Дали, Шагал, практически вся давно в музеях. А графика более доступна»

Корреспондент «Татар-информа» встретился с Павлом Башмаковым на этапе развески произведений, чтобы узнать, как собиралась коллекция и почему выставка рассчитана на посетителей старше 18 лет.

«Одна из миссий моей галереи – показать людям в России, что коллекционировать искусство – во-первых, это bon ton, как говорят французы, а во-вторых, это достойное занятие и это не занятие для избранных. Этим занимаются не только долларовые миллионеры. Я вижу, как в Европе, особенно во Франции и в Бельгии, люди среднего достатка покупают подлинные графические работы Пикассо, Шагала, Кандинского, Матисса, того же Сальвадора Дали… Конечно, такие работы занимают центральное место в интерьере домов этих людей, передаются по наследству. Дети потом рассказывают легенды-истории, как папа когда-то купил... Это очень хорошо, это история семьи. И это не то, что стоит миллионы долларов, – это доступно», – подчеркнул в разговоре Башмаков.

10 тысяч рублей – нижний ценник листа графики из его коллекции, произведения которой открыто выставляет на продажу галерея. Произведения Михаила Шемякина стоят 50-90 тысяч, а Шагал или Дали, конечно, дороже. Минимальная цена на графику Сальвадора Дали – 75 тыс. рублей, чаще 200-250, ценник скульптур Дали начинается от 650 тысяч («Венера а-ля жираф») и доходит до 3 млн 400 тыс. за «Минотавра с золотой головой». Всего у PS Gallery 378 произведений Сальвадора Дали, и это одна из самых больших коллекций в России.

«К коллекционированию я пришел случайно. Конечно, как и любой другой человек, я не родился с мыслью, что я буду коллекционировать, тем более Сальвадора Дали. Я занимался разными делами, но в какой-то момент меня увлекло всё, что связано с интерьером, дизайном. К тому же у меня появился личный дом, и захотелось обставить его не тем, что я могу купить в Икее. Я начал привозить много интерьерных предметов, отчасти даже антикварных, из Франции и Бельгии. Меня очень интересовал стиль ар-нуво. Но в то же время я видел колоссальное количество аукционов по искусству, и прежде всего по графике. Этот феномен меня увлек.

Собирать коллекцию Павел Башмаков начал лет 14 назад и продолжает до сих пор

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Выбор был простой: либо живопись неизвестных мастеров, либо оригинальная, настоящая графика, но известных мастеров. Понятно, что живопись таких мастеров, как Матисс, Дали, Шагал, практически вся давно в музеях. Во-вторых, она стоит миллионы долларов и евро. А графика более доступна. Мне показалось, будет интереснее оригинальная графическая работа большого мастера, чем безвестный художник в живописи. Да, особенность графики в том, что это не единичный экземпляр. Например, смотрите, на этой работе подписаны карандашом одна цифра под другой. Видите, их было 195, это 64-й. Если изначально работа была одна, она стоила бы миллион евро. В этом и феномен графики», – констатировал собеседник.

Собирать коллекцию Павел Башмаков начал лет четырнадцать назад и продолжает до сих пор. Покупает произведения в основном на французских аукционах. Первой, помнит точно, купил «Божественную комедию». Эта серия работ будет представлена в числе других в Казани.

«Сколько стоило, я вам не скажу, конечно. Цена на произведение искусства складывается из желания одного человека продать и из возможности другого купить. Во-вторых, нужно понимать, что аукцион – это непредсказуемая вещь. У меня были случаи, когда я понимал, что я купил очень дешево потому, что мне на аукционе не попался конкурент. Но бывают случаи, когда я хочу купить вещь, но цена взлетает до небес, и я развожу руки, потому что я не могу соперничать с людьми, которые швыряют деньгами», – признался коллекционер.

Башмаков рассказал, что первый экземпляр «Божественной комедии» купил просто для того, чтобы встраивать в интерьеры, продавать по листам, но… Потом появились еще какие-то серии Дали и не только. Он покупал Шемякина, Шагала… Но приобретений Дали было больше.

«Мне показалось, будет интереснее оригинальная графическая работа большого мастера, чем безвестный художник в живописи»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«В какой-то момент я понял, что у меня скопилось такое количество работ, что можно сделать выставку. Этими мыслями я поделился со своими коллегами. Первая выставка у нас состоялась в Краснодаре, в Центральном выставочном краевом музее. Люди стояли в очередь – по 1000 посетителей в день приходило. Этот ажиотаж настолько мне понравился!» – поделился воспоминаниями коллекционер.

«Графическое искусство – это искусство оттиска. Дальше мы имеем дело с той поверхностью, с которой делается оттиск»

«Божественная комедия» – одна из красивейших серий графики Сальвадора Дали. Именно она всякий раз входит в перечень произведений художника на выставках Государственного Эрмитажа. Экспонировал произведения «Божественной комедии» и Фонд Гала-Дали, организовавший выставку в Музее Фаберже и Московском Манеже.

«Дали потратил на то, чтобы сделать “Божественную комедию”, 15 лет. Это колоссальный труд. Но он вылился в то, что отпечатков довольно много, поэтому они на рынке одни из самых доступных. Графическое искусство – это искусство оттиска. Дальше мы имеем дело с той поверхностью, с которой делается оттиск. Если, например, как в “Божественной комедии” Дали вырезает его на дереве, – это называется ксилография. Если берется каменная плита – это литография. Те работы, которые мы привезли в Казань, и в целом графическое искусство очень сильно разнится в цене от тиража оттиска, редкости и красоты. Очень много и объективных, и субъективных факторов. Но в целом можно сказать, что один лист стоит от 1 до 20 тыс. евро. Больше 20 тыс. евро стоят какие-то совсем редкие произведения», – пояснил владелец коллекции.

«Божественная комедия» – одна из красивейших серий графики Сальвадора Дали

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Коллекционерскую жилку Башмаков замечал у себя с детства – собирал марки, значки. Что-то до сих пор хранит. Была даже большая коллекция футбольных программ. Футболофилия, говорит он, уже серьезное дело, с серьезными игроками и суммами. Выставка «Сюрреализм – это Я» – лишь малая часть всей коллекции работ Сальвадора Дали, подчеркнул он.

«В отличие от многих городов это первая у нас выставка в Казани. И надеюсь, не последняя. Но, к сожалению, мы не привезли в этот раз все объекты. А их очень много. Я очень люблю дополнять ими выставку графики. У нас есть бронзовые и стеклянные скульптуры, барельефы и керамика. Всего у нас 6 полноценных выставочных проектов. Пикассо – это отдельный большой проект, его дебют был в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Кураторы Эрмитажа создали экспозицию из нашей коллекции, она называется “Художник среди поэтов”. Я надеюсь, она тоже в Казань приедет», – рассказал коллекционер.

Он отметил, что у его галереи есть проект из работ Василия Кандинского. Есть проекты, связанные с творчеством Марка Шагала, с русскими художниками, которые уехали когда-то из России и совершили в Европе революцию в искусстве.

«Мы сюда привезли ретроспективный проект “Сюрреализм – это я”, который рассказывает о разных эпохах в жизни Дали, показывает, как он проходил творческую жизнь. Здесь и работы 50-х годов, и 60-х. Есть и “Капричос Гойи”, которые считаются последней графической серией, это уже 80-е годы. Но есть у нас и другой проект по Дали – “Любовь и боги Сальвадора Дали”, где представлены другие работы. И я надеюсь, что через какое-то количество лет мы привезем и его сюда. Там очень много работ, связанных с Галой. Он ее обожествлял. Она была его любовью, а Гала (Елена Дьяконова) вообще родилась в Казани», – напомнил Башмаков.

«Здесь искусство – и никакой порнографии! По уму здесь где-то 14+ должно быть»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Если в Эрмитаже не было мультимедиа, у нас будет, поскольку у нас площадка позволяет»

Еще одним отличием выставки в Казани будет мультимедиа, встречающее посетителей и погружающее их в атмосферу оживших снов Сальвадора Дали.

«Надо отметить, что мультимедиа созданы по тем работам, которые здесь представлены, а не по каким-то отвлеченным. Инсталляция будет транслироваться в специально сформированной комнате выставочного пространства второго этажа галереи. Затем гости окажутся в первом зале, который можно назвать божественным: здесь “Божественная комедия”, здесь “Двенадцать колен Израилевых”, “Песнь песней царя Соломона”, “Поиски Грааля” и “Библия Исаака”. Это все связано с поисками Бога, с обращением Сальвадора Дали к Богу и божественному», – пояснил коллекционер.

Во втором зале на третьем этаже сначала человек попадет в любовно-эротические работы. Там размещены «Воспоминания Казановы», «Декамерон», «Фауст». Напоследок посетитель попадает в зал социально-изобретательный. Там мы увидим, как Дали относится к своей родине, к наследию своей родины, – это и «Капричос Гойи», это и далинизация работ Гойи, это и «Озорные сны Пантагрюэля», и далинизация средневековых образов, созданных Пантагрюэлем. И, конечно, Леонардо да Винчи. По сути Леонардо да Винчи здесь выступает не как личность, а как идеальный изобретатель. Дали представляет различные изобретения человечества, которые считает самыми важными.

На завершающий вопрос о том, почему выставка имеет возрастное ограничение 18+, Павел Башмаков развел руками: так решил музей. Среди работ есть обнаженные тела, но…

«Здесь искусство – и никакой порнографии! По уму здесь где-то 14+ должно быть», – уверен коллекционер.

Розалия Нургалеева: «Этот проект коллекционеры сделали практически за свой счет, и везде это делается так»

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Директор Государственного музея изобразительных искусств Розалия Нургалеева уже планирует следующую выставку с PS Gallery.

«Мы считаем, что Дали надо показывать. Причем тут разные темы. Да, литография, гравюра, линогравюра – это тиражные вещи. В следующий раз у нас будет выставка уже по Гале. Надо отметить, что этот проект коллекционеры сделали практически за свой счет, и везде это делается так. Если в Эрмитаже не было мультимедиа, у нас будет, поскольку у нас площадка позволяет. Даже если следующая выставка будет не Сальвадор Дали, а Пикассо или другой художник, Шагал тоже очень интересен, будем думать несмотря ни на что», – сказала Нургалеева.

Фоторепортаж: Владимир Васильев
news_bot_970_100