news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Имена//ЧТО ОЗНАЧАЕТ ГИРЕЙ?//23 апреля, №15

В дастане «Урак белэн Мамай» рассказыватся о Ших-Мамае, дочь которого стала женой казанского хана Сафа-Гирея.

Фигурировавший в русских летописях как Сап-Кирей Сафа-Гирей, внук Менгли-Гирея, был ханом в Казани в 1524-1531, 1536-1546 и 1546-1549 годах. Татары знакомы с творчеством поэта Гарай Рахима.

Татарское слово Гирей, (Гђрђй, Герей, Гарай, Кђрђй) напоминает японское Кэрай, обозначающее вассала князя в Стране восходящего солнца, воин в его дружине. Слово Гђрђй у монголов означает «достойный», «имеющий особые привилегии».

Возможно, оно явилось основой имени Кирђет би (Гирђет би) - родоначальника шежере Азнакаевского района Татарстана, названия племени кераиты и основой татарской фамилии Гараевых... У казанских татар были в моде имена: Гђрђй, Гђрђйбђк, Гђрђйнур, Гђрђйхан, Гђрђйшаh, Шаhин- гђрђй, Гаделгђрђй, Шаhбазгђрђй. Династия крымских гиреев восходит к Чингиз-хану.

Н.Карамзин комментировал, что «...сделалась известною Крымская Орда, составленная Эдигеем из улусов черноморских... монголы черноморские избрали себе в ханы осьмнадцатилетнего юношу, одного из потомков Чингисовых (как уверяют), именем Ази, спасённого от смерти и воспитанного каким-то земледельцем в тишине сельской. Сей юноша, из благодарности к своему благотворителю приняв его имя, назвался Ази -Гирей: в память чего и все ханы крымские до самых позднейших времён назывались Гиреями». (Н.Карамзин, «Предания веков», Москва, «Правда», 1989, с. 421)

Казанский учёный Д.Исхаков считает, что описываемые в татарских дастанах «Хаќи Гђрђй» и «Чаллы шђhђрчеге турында» Хаќи Гђрђй (Хаджи-Гирей) и Ђлгазый (Алказый) являются одним и тем же лицом.

В Государственном музее Казани в феврале 2000 года была организована выставка, представившая и ярлык казанского хана Сахиб-Гирея от 1523 года. Сахиб-Гирей, родившийся около 1500 года в крымском Бахчисарае, был ханом в Казани в 1521-1524 годах. Турецкий сулган Сулейман Кануни посадил на крымский трон в 1532 году Сахиб-Гирея. Сахиб-Гирей хан наградил тарханским ярлыком Шаех Ахмета Мухаммет улы и других представителей рода (шежере) Кайкы-бия, проживавших издревле в ауле Исламбакый (Белебеевский уезд: в настоящее врсмя территория относится к Башкортостану), что дало основание исследователю Марселю Ахметзянову сделать вывод в книге «Татар шђќђрђлђре» (Казань, 1995, с.84): «Бу фактлар Ык елгасыныћ урта агымында Казаннан чыккан, яки Казан ханлыгы белђн бђйле булган кешелђрнећ Нугай урдасы дђверендђ њк яшђгђнлеген раслыйлар». Сафа-Гирей, в свою очередь, в 933/1527 году дал ярлык Надиру Уразмету, с шежере которого связан аулом Яћа Нђдер, что расположен возле Альметьевска.

Даулет-Гирей в 1571 году «начал грозить, требовать дани и восстановления царств Батыевых, Казанского, Астраханского», причём прочитанная российским царём грамота Даулет Гирея содержала следующее: «Единственно за Казань и Астрахань жгу и пустошу Русь... Я везде искал тебя ... но ты бежал из Серпухова, бежал из Москвы...» (Н.Карамзин, с.602 и 605). Справедливости ради слудует упомянуть, что грандиозный поход Даулет Гирея не удался. Ярлык Даулет-Гирея, сына Хаджи Салим Гирей хана содержит и констатацию веротерпимости, интернационализма: «Я отец победы, воитель, Саламат-Герей хан говорю: ... всех живущих в верхней крепости иудеев делают тарханами - льготными, свободными от взиманий и удержек... от таможней пошлины...» (З.Фиркович, «Сборник старинных грамот...», 1890, Санкт-Петербург, с.82)

Гиреям приходилось и помогать России: «Иоанн всё предвидел: как скоро Золотая Орда двинулась, Менгли-Гирей, верный его союзник, по условию с ним напал на Литовскую Подолию и тем отвлёк Казимира от содействия с Ахматом». (Н. Карамзин, с.471)

Иоанн даже отправил гонца с поздравлением к Менгли-Гирею, когда тому удалось воцариться в Тавриде. Казанская невеста Суфия, описываемая некоторыми авторами как «Нур Султан», выйдя замуж за Менгли-Гирея, переселилась из Казани в Бахчисарай. Менгли-Гирей был сыном самого основателя крымской династии - Хаджи Гирея. В первой трети 16 века «на дочери Магмет-Гиреевой» жениться, мечтая вступить в тесную связь с крымским ханом, желал сын Василия Рязанского (там же, с.516-517).

Утямыш-Гирей, Утемиш-Гирей, сын Сафа-Гирея, при регентстве потомка знаменитого Идегея - Сююмбеки - являлся руководителем Казани в 1549-1551 годах. Что интересно, населённые пункты Утямыш сохранились и в Татарстане, и в кумыкской части дагестана. Кроме Ухтямыш-Гирея, у Сафы-Гирея был и другой сын, Булэк-Гирей.

Да, Гирей были не только среди татар: к примеру, известен черкес родом, Адиль-Гирей Кешев, сын зеленчукского князя Кучука. Адиль-Гирей учительствовал, преподавая татарский язык в Ставропольской гимназии в 1862-1866 годах, а позже, переехав во Владикавказ, работал редактором «Терских областных ведомостей».

Айрат ГАЛИМЗЯНОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100