news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Ильгиз ХАЙРУЛЛИН: «Чтобы победить коррупцию, нужны жесткие законы»

Ильгиз ХАЙРУЛЛИН: «Чтобы победить коррупцию, нужны жесткие законы»

Председатель Общественной палаты РТ Ильгиз Хайруллин ответил на вопросы корреспондента ИА "Татар-информ" Аяза Хасанова.

26,23 KbИльгиз Калимуллович, как вы оцениваете готовность членов палаты к исполнению своих обязанностей?
И.Х.: Самое первое, что сейчас нужно, – определиться с собственным статусом и с первоочередными задачами своей деятельности. Мы ведь пока еще только знакомимся друг с другом. Я, конечно, многих знаю по прежней работе – процентов 80 от состава. Должен отметить, что состав у нас очень сильный: представлено много общественных организаций, село, бизнес, промышленники. Семь докторов наук! Считаю, что Общественная палата непременно будет мощной интеллектуальной силой. Кстати, в составе палаты есть даже трое бывших вице-премьеров, в том числе и ваш покорный слуга…

Палата уже собиралась дважды. Выработан ли план действий на ближайшее время?
И.Х.: Уже первые заседания показали – единодушия не будет. И я лично очень этому рад. Общественная палата такой и должна быть. Сейчас уже сформированы комиссии, названия которых являются неким компромиссом. А с другой стороны, если направления комиссий будут в чем-то пересекаться, это совсем неплохо. И если это произойдет, то можно проводить совместные заседания. До 20 марта мы должны определить ведущие направления, по которым будут работать все 7 комиссий. Потом уже можно в целом говорить о большем объеме. Но прежде надо решить чисто организационные вопросы.

В чем вам видится предназначение Общественной палаты? Не станет ли она органом, дублирующим функции Государственного Совета республики?
И.Х.: И да, и нет. Да, мы прежде всего будем обсуждать, анализировать законы, которые представит Госсовет. Причем экспертиза эта будет проводиться на уровне «до первого чтения». Это нормально. Сам я Общественную палату представляю неким буфером между властью и населением.

Может ли Общественная палата гарантировать, что глас народа будет услышан властью? Понадобятся ли вам для такого диалога еще посредники?
И.Х.: Полагаю, наши контакты с властью будут происходить напрямую. Как и встречи с населением. Мы намерены открыть общественную приемную где-нибудь в доступном месте, в центре города. Откроем и свой сайт.

Это вы говорите про столицу. А как будут сообщать о своих настроениях люди, живущие в глубинке? Как они будут с вами связь держать?
И.Х.: У нас же много членов палаты живут на местах, то есть в районах и городах республики. Возможно, имеет смысл проводить и выездные заседания – смотря какие вопросы будут возникать. Вообще-то по регламенту общее собрание членов ОП должно проходить не менее двух раз в год. Это – мало. Их надо сделать более частыми.

Идея общественной приемной кажется весьма перспективной. А по какому принципу будут проходить эти приемы? По тематическому?
И.Х.: За то небольшое время с момента создания палаты, я обратил внимание, что очень много людей пошло к нам с частными жалобами. Обращаются и ветераны Великой Отечественной войны, много претензий со стороны обманутых вкладчиков, на жилищные конторы. Письма подписывают по 40-50 человек… То есть это говорит о том, что появление Общественной палаты – дело своевременное. С другой стороны, разбирать частные жалобы – не совсем в нашей компетенции. Как поступить? Мы решили, что будем отслеживать больные темы, затем обращаться к экспертам, аналитикам, и на основании уже изученного материала палата может делать запрос, настаивать на решении проблемы. А насчет тематических приемов… Они, конечно, будут. Но только со временем. Все-таки надо учесть, что люди работают исключительно на добровольной основе, бесплатно. Да и к тому же на данный момент Общественная палата находится на стадии становления. Сейчас вот ждем решения Кабинета Министров о нашем финансировании.

Ильгиз Калимуллович, не секрет, что в стране сейчас фактически запрещены референдумы. Как в такой ситуации узнать истинное мнение людей?
И.Х.: Это важный вопрос. Мы хотим и будем работать демократично. Поэтому обязательно надо проводить изучение общественного мнения, настроения. Думаю, будем проводить опросы: у нас в палате есть социологи. Ряд других специалистов в этой области готовы оказать нам помощь.

В Общественную палату человек выбирается на два года. А сможет ли он выдвигаться на второй или даже третий срок?
И.Х.: Наверное, преемственность должна быть. В палату выдвигают общественные организации. Полагаю, препятствий ко второму сроку не будет. А вот первому созыву татарстанской Общественной палаты будет непросто. Нам нужно время сработаться. Кто-то, может статься, устанет от общественных нагрузок, не захочет этим заниматься…

Довольно распространенным стало такое явление, как лоббирование. Уйдет ли от этого (вернее, сумеет ли избежать) Общественная палата Татарстана?
И.Х.: А почему вы полагаете, что лоббирование интересов, скажем, представителей малого или среднего бизнеса, или медицинской сферы – недопустимо? Мне вот наоборот это кажется вполне нормальным явлением. Это значит, что человек болеет за свое дело. Но я уверен, что такого лобби, которое мы наблюдаем порой в правительственных кругах или в законодательных собраниях, у нас все же не будет. Кстати, мы намерены уже сейчас внести некоторые предложения в закон об Общественной палате. В частности, в татарстанском варианте (в отличие от российского) нет записи о том, что ОП может осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти. У нас это звучит по-другому: на письменные запросы ОП и членов ее комиссий органы власти должны отвечать в обязательном порядке!

Какие, на ваш взгляд, самые болевые точки сегодня в обществе?
И.Х.: Вы обратили внимание на основной мотив Послания президента Минтимера Шаймиева? Повышение качества жизни и благосостояния жителей республики. То есть люди теперь на первом плане! А болевые точки вы и сами знаете – реформа ЖКХ, «серая» зарплата, бюрократия, коррупция. Вот над этим и будем работать.

Вы считаете, что Общественной палате по плечу победить коррупцию?
И.Х.: Видите ли, я довольно давно живу на этом свете. Много лет работал в государственных органах. И я вам честно скажу: такой бюрократии, как сейчас, даже в советские времена не было. Попробуйте собрать документы или справки, добиться ремонта сантехники в своем ЖЭУ – везде наткнетесь на бюрократию.

Можем ли мы на уровне ОП победить бюрократию? Вряд ли. Но сфокусировать общественное мнение на этой проблеме – должны. И к бюрократам давно пора применять какие-то меры. Сегодня если людям задерживают зарплату, директора либо штрафуют, либо лишают свободы. А почему нельзя наказать того мелкого начальника из ЖЭУ, к примеру, за то, что не реагирует на жалобы жильцов?

А вот чтобы победить коррупцию, нам просто нужны более жесткие законы! Но их пока нет. Мы намерены совместно с Общественной палатой России работать в этом направлении. Кстати, уже первый запрос из Москвы получили от доктора Рошаля, готовим для него сейчас информационную справку о проблемах медицины в Татарстане.

И вот еще чего, мне кажется, должна добиваться ОП: как исполняются законы, нормативные акты, в особенности – социальной направленности. Одна Общественная палата этого сделать, конечно, не сможет. И для этого мы сейчас ведем переговоры с рядом республиканских организации о координации наших усилий.

Есть ли аналоги Общественной палаты за рубежом?
И.Х.: Да, и немало. Кстати, появлялись они во множестве и в российских регионах в середине 1990-х годов. Но насколько я знаком с историей вопроса, в новейших условиях работают только две палаты – общероссийская и татарстанская.

Ильгиз Калимуллович, и все же не секрет, что власть обычно не желает слушать мнение народа. Будет ли Общественная палата в этом смысле неудобной?
И.Х.: Ну… Нет, не совсем так. Любую власть критикуют, в любой стране. Приведите мне пример, где бы власть не критиковали?

И то верно. У нас вот какой вопрос. Оцените, пожалуйста, вашу эпоху вице-премьерства. Что-нибудь осталось такое, что вы не доделали?
И.Х.: Конечно. Например, сейчас страна испытывает серьезный дефицит рабочих рук. Потребовалось возрождение системы профессионально-технического образования. А ведь мы еще тогда знали, что нешуточный кадровый голод настанет. Разработали программу по ПТУ, приняли ее. И что? А ничего. Было это в середине 90-х…

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100