news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Володин: «Почему две республики – Татарстан и Башкортостан – достигли разных успехов?»

Законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ сегодня приняли депутаты Госдумы в первом чтении. О том, какие претензии были к законопроекту и почему за него не проголосовали даже некоторые единороссы, – в обзоре ИА «Татар-информ».

Володин: «Почему две республики – Татарстан и Башкортостан – достигли разных успехов?»
Законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ сегодня приняли депутаты Госдумы в первом чтении
Фото: duma.gov.ru

«Действующий закон – это настоящее „лоскутное одеяло“»

Спорный законопроект представил парламенту один из авторов инициативы – депутат Павел Крашенинников. По его словам, новый закон необходим для внесения ясности в работу региональных органов власти, губернаторов, местных парламентов, а также их взаимодействия с центральной властью в Москве. 

«Мы сделали многое, чтобы менять действующее законодательство в соответствии с обновленной Конституцией РФ. Источником представленного закона наряду с Конституцией РФ являются [ряд действующих федеральных и федеральных конституционных законов]. Действующий закон [о региональной власти] – это настоящее „лоскутное одеяло“, он изменялся 187 раз», – обратился к коллегам Павел Крашенинников.

Он уточнил, что проект закона состоит из 11 глав и 65 статей. В этих статьях выстраивается обновленная модель публичной власти на территориях субъектов страны. В частности, документ предполагает фиксацию единого и обязательного законодательного органа в каждом регионе, регулирует работу региональных правительств и руководителей субъекта. 

Спорный законопроект представил парламенту один из авторов инициативы – депутат Павел Крашенинников

Фото: duma.gov.ru

«Высшее должностное лицо – глава региона. Он может быть как губернатором, так и мэром. <…> В целях унификации в его наименовании обязательно должно быть слово «глава» с дальнейшим указанием субъекта Федерации. Но с учетом исторических, национальных и иных традиций это может быть и «губернатор» или какое-то дополнительное наименование. Такое наименование не может содержать словосочетаний, составляющих должность главы государства, на это я обращаю внимание. Такая норма есть и в действующем законе – она перенесена в наш законопроект», – пояснил Крашенинников.

«Этот закон существенно влияет на государственное строительство»

По окончании доклада к законопроекту начали поступать вопросы от присутствующих депутатов. В частности, парламентарии интересовались тем, насколько новый закон будет сочетаться с принципами федеративного устройства страны. По словам Крашенинникова, Россия является «более конституционной федерацией, чем договорной», а значит, федеральная регулировка жизни регионов не противоречит основам государства. 

В дискуссию также вмешался спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он подчеркнул, что полномочия регионов и их взаимоотношения с федеральным центром должны идти в фарватере общего тренда на укрепление российской государственности. 

«Этот закон существенно влияет на наше государственное строительство. Коллеги, вдумайтесь, мы с вами, принимая этот закон, делаем сильным государство или ослабляем его? Вот где лежит основной смысл», – обратился к парламентариям Володин.

Вячеслав Володин: «Этот закон существенно влияет на наше государственное строительство»

Фото: duma.gov.ru

Он также затронул тему развития регионов, приведя примеры Татарстана и Башкортостана.

«Почему при одинаковых возможностях в девяностые годы Белгородская и Курская области так сильно отличаются? Почему две республики – Татарстан и Башкортостан – достигли разных успехов? Башкортостан экономически был сильнее и возможностей у него было больше. А если вы начнете искать ответы, вы поймете, почему нам необходимо принимать закон, который сегодня закладывает основы публичной власти в регионах», – подчеркнул спикер Госдумы. 

В завершение обсуждения Вячеслав Володин напомнил, что еще остается время до второго чтения законопроекта. 

«Мы можем многое поправить, внести изменения. Но совершенно очевидно, что закон крайне необходим», – резюмировал Володин. 

«Все это – элементы унитарного государства»

Свои оценки законопроекту дали думские фракции. Например, депутат КПРФ от Татарстана Артем Прокофьев во время сессии вопросов-ответов отметил нелогичность в предлагаемом варианте индикативы. 

«В соответствии с Конституцией РФ регионы самостоятельно устанавливают систему региональной власти. За федеральной властью установление только общих принципов. Но ваш законопроект детально регулирует устройство региональной власти. Унификация наименований, сроков полномочий, детальная регламентация процедурных вопросов – все это элементы унитарного государства. Где же самостоятельность субъектов в соответствии с 77-й статьей Конституции?» – подчеркнул парламентарий. 

«Теперь наименование „президент“ [для руководителя региона] запрещено, потому что так на федеральном уровне, а „кабинет министров“ нельзя потому что, наоборот, должно быть правительство, как на федеральном уровне. Где логика?» – отметил депутат от Татарстана. 

С Артемом Прокофьевым согласился депутат от КПРФ Юрий Синельщиков, который прямо завил: фракция не поддержит документ в его текущем виде

Фото: duma.gov.ru

С коллегой по партии согласился депутат от КПРФ Юрий Синельщиков, который прямо завил: фракция не поддержит документ в его текущем виде. Негативные оценки законопроекту озвучила представитель партии «Новые Люди» Сардана Авксентьева. Она сравнила его со слоем асфальта, под которым будет погребено исторически сложившееся разнообразие народов страны. 

«Идея понятна – контролировать все денежные потоки, но принципы федерализма явно нарушаются»

Представители «Справедливой России – За правду» отметили необработанность многих аспектов инициативы. Сергей Миронов во время пресс-подхода пояснил позицию фракции. По его словам, законопроект в его текущей редакции умаляет значение региональных парламентов, расширяя полномочия исполнительной власти. 

«Этот дисбаланс нужно исправить. Также авторам закона стоит прислушаться к позиции Татарстана», – подчеркнул Сергей Миронов. 

Он добавил, что в целом считает законопроект Крашенинникова – Клишаса важным и необходимым. 

Сергей Миронов: «Законопроект в его текущей редакции умаляет значение региональных парламентов, расширяя полномочия исполнительной власти»

Фото: duma.gov.ru

«Но такое ощущение, что авторы очень торопились и в законе есть вещи, которых не должно быть в окончательной редакции. Идея понятна – контролировать все денежные потоки. Но с нашей точки зрения, принципы федерализма здесь явно нарушаются», – отметил Миронов на пресс-подходе в Госдуме РФ.

Глава фракции также обратил внимание, что законопроект должен учитывать мнение регионов, в том числе депутатов Татарстана, которые выразили несогласие по целому ряду позиций. 

«Например, Татарстан возражает против того, чтобы республика была лишена права называть должность главы региона словом “президент”. Я думаю, это излишнее ограничение. Считаю, что можно и допустить некоторые различия в наименовании высших должностных лиц субъектов», – подчеркнул Миронов.

Руководитель думской фракции отметил, что справедливороссы сегодня голосовали против принятия законопроекта, но могут его поддержать, если противоречия будут устранены.

За принятие законопроекта в его нынешнем в итоге проголосовали 317 депутатов, против высказались 66 парламентариев, еще 12 народных избранников воздержались. Любопытно, что среди противников закона оказались не только представители оппозиционных партий, но и некоторые члены «Единой России». 

news_bot_970_100