Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Фарит ФАЗЫЛЗЯНОВ: «Россия и Татарстан находятся на грани революционного бума в сфере информатизации»
Фарит ФАЗЫЛЗЯНОВ: «Россия и Татарстан находятся на грани революционного бума в сфере информатизации»
Встреча с новым министром информатизации и связи РТ Фаритом Фазылзяновым на интернет-конференции в агентстве «Татар-информ» состоялась почти сразу после его назначения на эту должность. Указ Президента РТ о его назначении вышел 6 мая 2005 года. Первое впечатление, которое министр произвел на собеседников, было единым - это руководитель «новой волны», с «новым взглядом». Молодой (1967 года рождения), высокообразованный, амбициозный, широко и свободно мыслящий, четко представляющий свои задачи и пути их достижения. По его мнению, Татарстан, который уже сегодня занимает ведущие позиции по уровню развития связи в России, в ближайшее время может и должен сделать качественный, революционный прорыв в области развития информационных услуг и технологий. Что касается личных установок, то считает себя трудоголиком, а своей главной миссией в жизни – помогать другим, быть полезным обществу.
«Мне нравится заниматься запуском процессов в рамках их становления»
Вы – новый человек в правительстве, поэтому у многих возникают вопросы: кто вы, откуда вы, почему именно вы?
Ф.Ф.: Я закончил КАИ, где меня научили системно мыслить, и это мне пригодилось не только в дальнейшей работе, но и в личной жизни. По окончании вуза я 4 года отработал инженером-программистом на литейном заводе. Потом меня пригласили на ЕЛАЗ, где в то время встал вопрос коммуникаций в автоматизации технологических процессов. Там же я получил и первый коммерческий опыт.
Затем я работал в «Татэнерго», где в тот момент были большие проблемы с потерями и хищением электроэнергии. Нами были разработаны хорошие элементы управления технологическими процессами по контролю, по выработке, по потреблению электроэнергии, по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности.
А затем меня пригласили на государственную службу в Министерство связи. Меня многие спрашивают, почему я всегда отказывался от хороших условий в пользу худших. Просто мне нравится заниматься запуском процессов и их становлением. А вот последующее их сопровождение мне менее интересно.
Значит, вам не нравится рутина?
Ф.Ф.: Если бы я был пенсионером или имел другой характер, если бы я любил сидеть на месте, то сейчас получал бы не 10 тысяч рублей, а 2-3 тысячи долларов и сидел бы спокойно…Но если ты способен навести порядок в больших масштабах, помочь другим… Я считаю, это - хорошо.
А как и от кого поступило предложение занять министерское кресло? Долго ли вы думали, прежде чем принять это предложение?
Ф.Ф.: Предложение поступило лично от Премьер-министра Минниханова. А думал я не долго. С одной стороны предложение было неожиданным, с другой стороны, я внутренне к этому был готов. Дело в том, что у меня есть правило – больше 3-5 лет на одном месте не сидеть. И в принципе я уже был готов уйти из министерства, потому что задел по ряду направлений был сделан: подготовлена нормативно-правовая база запуска работы министерства с дополнительным направлением деятельности (Министерство связи РТ преобразовалось в Министерство информатизации и связи РТ - ИА «Татар-информ»), были уже созданы основные положения Программы «Электронный Татарстан».
А сейчас мне и моим соратникам представилась возможность реализовать те идеи, которые раньше не давали воплощать. Я считаю, что все-таки должно прийти время молодого и более энергичного поколения, которое применяет другие подходы в работе. И потом несколько лет работы в госструктуре научили думать не только о себе, но и о том, как улучшить ситуацию в Татарстане в целом.
«На ключевые позиции Министерства придут молодые энергичные единомышленники»
А что именно вам и вашим соратникам не давали раньше делать и что вы намерены сделать в министерской должности за те 3-5 лет, которые вы сами себе отводите?
Ф.Ф.: Не давали полномочия и доступ к финансовым ресурсам. К тому же в госорганах большое значение придают «погонам», поэтому с заместителями не очень-то и считаются…
Наша задача сейчас – раскрутить рынок информационных услуг в Татарстане и повысить грамотность населения. Если этот процесс будет запущен, дальше он будет развиваться примерно так же, как было со связью - народ будет требовать, операторы будут более энергичными и более гибкими в вопросах услуг. И плюс к этому – мы должны навести порядок в госорганах с точки зрения информатизации.
Структурные и кадровые изменения в Министерстве информатизации и связи РТ уже произошли?
Ф.Ф.: На ключевые позиции придут молодые энергичные единомышленники, нацеленные на выполнение новых задач. Что касается конкретных кандидатур, мы свои предложения дали, но они еще будут согласовываться и утверждаться. Ждем выхода официального документа.
А сокращение штата министерства предвидится?
Ф.Ф.: Штат будет сокращен процентов на 30. Министерство связи в последние годы выполняло много ненужных функций и очень часто выполняло работу за государственные предприятия. Отрасль связи развилась, встала на коммерческие рельсы, поэтому министерство должно выполнять уже не управленческие, а совсем другие функции – разрабатывать идеологию развития отрасли, создавать условия для этого развития, «раскручивать» новые направления и проекты.
«Разработка отечественного программного обеспечения может послужить развитию не только Татарстана, но и всей России»
Чем конкретно будет заниматься Министерство информатизации и связи РТ в новых условиях?
Ф.Ф.: Большой фронт работы предстоит по наведению порядка в органах госвласти в плане автоматизации их деятельности. Надо повышать эффективность работы государственного аппарата, сокращать его издержки.
Также необходимо централизованно заниматься развитием информатизации по нескольким секторам: это просветительская работа, создание условий для работы, привлечение зарубежных компаний, «раскрутка» информационной отрасли в республике.
Посетитель нашего сайта Garik@kmpo.ru спрашивает: Мне известно, что оборудование для предприятий бюджета уже заказывается министерствами через конкурсы. Считаете ли вы возможным сделать следующий шаг - создать конкуренцию среди разработчиков программных решений?
Ф.Ф.: Разработчиков очень мало. В основном, это не разработчики, а компании, которые способны заниматься интеграцией. Собственно разработкой в России, к сожалению, занимается очень мало компаний. Их почти нет. Беда Татарстана в том, что федеральные компании, обладающие большим ресурсом, в разработке этих проектов более конкурентоспособны по сравнению с татарстанскими. Все сложные проекты в Татарстане сделаны федеральными компаниями. Мы не в состоянии конкурировать, потому что зачастую пользуются так называемым административным ресурсом, что приводит к обратному эффекту.
К тому же, компании не способны объединиться у себя в республике. Сейчас идет процесс глобализации, он касается, в том числе, и IT-индустрии. На федеральном уровне объединительный процесс уже пошел. Если татарстанские компании хотят в этом процессе выжить или быть подороже купленными, они должны к этому готовиться. Я считаю, интеграционные процессы пойдут им только на пользу.
Кто все-таки в республике занимается разработкой программного обеспечения?
Ф.Ф.: Все эти компании на слуху – ICL-КПО ВС, «Линт», «Современные Интернет-технологии». Есть ряд крупных предприятий, таких как «Татэнерго», «Татнефть», которые занимаются собственными разработками программного продукта прикладного характера. А от разработки информационных систем финансового, хозяйственного управления все отказались, ориентируясь на закупку сторонних производителей, которые делают это более профессионально.
Сторонних – это московских или зарубежных компаний?
Ф.Ф.: Зарубежных. Из отечественного продукта удачным можно назвать только 1С. Все российские компании «загнивают», потому что не имеют помощи со стороны государства в виде госзаказа. У нас почти никто ничего не разрабатывает! Мы же почти целиком перешли на использование зарубежного программного обеспечения. А в принципе, разработка отечественного программного обеспечения может послужить развитию не только Татарстана, но и всей России.
При каких условиях можно это сделать?
Ф.Ф.: Сегодня есть международное сообщество под названием «Open Source», которое позволяет разрабатывать программное обеспечение на базе открытых кодов - можно модифицировать, изменять, использовать существующие программы. Для России и Татарстана - это один из путей развития. Если у клиента есть деньги, он может купить Microsoft, если денег нет, то государство должно ему предложить более дешевый вариант отечественного программного обеспечения, созданного на базе «Open Source».
Что нам мешает принять участие в этом проекте?
Ф.Ф.: Отсутствие госзаказа. Если будет госзаказ на разработку программного продукта, то начнут работать местные компании. А рынок IT-услуг России сегодня оценивается в 120 миллиардов рублей. И не надо никакого оффшорного программирования! В нем нет смысла, когда у нас собственный рынок не объят, а в оффшорах везде используются зарубежные наработки.
Европа и Китай пошли путем «Open Source», потому что понимают, что с одной стороны – это стратегия развития IT-услуг, независимость государства, рабочие места, заказы, то есть и вопросы бизнеса, с другой стороны – это некоторая самостоятельность в вопросах программного обеспечения.
В Европе переход на эту программу идет тяжело, потому что при существующем там высоком уровне информационной грамотности и наработок быстро не перейдешь на другое программное обеспечение. А Россия в этом смысле – «непаханое поле». В государственных органах автоматизация на нулевом уровне. То есть, по сути, мы можем начать эту работу с нуля. Это будет и для бюджета не обременительно, и создадутся новые рабочие места. Причем, рынок таких услуг можно расширить на все страны СНГ.
Если рынок IT-услуг России оценивается в 120 миллиардов рублей, то сколько из них приходится на Татарстан?
Ф.Ф.: Этот рынок у нас оценивается в 10-15 миллиардов рублей. А вообще западные страны на IT тратят в год 5-10 процентов своего бюджета.
Как вы считаете, опыт какой страны нам больше подходит в развитии технологий?
Ф.Ф.: Думаю, что нам больше всего подходит опыт развития Китая. Как вы знаете, в Китае объявлено 5-6 ключевых задач, под которые все сориентировано. У нас же в России есть немного компаний, которые были бы способны производить свой продукт, но для этого нужна преференция государства в виде госзаказов. Я разговаривал с теми, кто уехал работать за рубеж. В принципе, они готовы вернуться, но ведь нет же условий и нет заказов! Их труд в России не востребован. Поэтому они по окончании вуза идут в коммерческие структуры, затем уезжают в Москву, а оттуда – за рубеж…
Татарстан способен проводить особую политику в этом вопросе?
Ф.Ф.: У нас есть видение решения этого вопроса. Но мы должны доказать необходимость определенных шагов. При этом надо понимать, что это задача не нашего министерства, а всех министерств и ведомств, и в первую очередь, Министерства образования и науки. Кого готовят вузы? В последнее время они готовят бездарей. А зачем они нам? Лучше готовить специалистов в меньших объемах, но качественнее.
«Ресурсы отрасли очень большие, но они используются только на 10-30 процентов»
Как сегодня выглядит Татарстан с точки зрения тех услуг, которые курирует ваше министерство – связь, телевидение, компьютеризация?
Ф.Ф.: В Татарстане создана одна из самых мощных телекоммуникационных инфраструктур. Ресурсы очень большие, но, к сожалению, они используются только на 10-30 процентов. Это заставляет задуматься о ее эффективности, с другой стороны говорит о том, что мы близки к переходу во второе качественное состояние, когда инфраструктуру надо наполнять содержанием и использовать. Этим мы и намерены заняться.
У нас есть программа дальнейшего развития, которая, в отличие от других регионов, позволяет ориентированно двигаться в своем развитии, а не просто хаотично решать эти вопросы. Татарстан - один из немногих регионов, где значительно продвинулась работа по формированию нормативно-правовой базы и условий для развития процессов информатизации. И самое замечательное – у Татарстана есть кадровый потенциал, который способен эти задачи выполнить.
К сожалению, в России идет вымывание мозгов за рубеж. Почему Билл Гейц просит открыть безвизовый режим для программистов? Потому что на сегодняшний день у него дефицит разработки стратегических моментов. Открывая границу, он хочет усилить поток мозгов. Он ведь не собирается вкладывать средства в Россию из-за того, что здесь «золотые» мозги!..
Я считаю, такие вопросы должны решаться на федеральном уровне - должны создаваться условия в противовес процессу вымывания мозгов из страны. Отдельный регион не может решить эту проблему. Это вопрос стратегии развития страны в целом.
Какая сейчас складывается ситуация в отрасли связи?
Ф.Ф.: Россия и Татарстан находятся на грани революционного бума в сфере информатизации. Учитывая мировую практику, можно сказать, что борьба пойдет не просто за связь как таковую, а за спектр информационных услуг. Уже создана мощная инфраструктура, сделано много вложений, традиционные вопросы по связи решены и решаются.
Анализ объема и структуры продаж показывает, что доля новых услуг растет. Это касается и проводных, и сотовых операторов связи. На сегодняшний день у операторов сотовой связи порядка 50 процентов доходов составляют дополнительные услуги мультимедийного развлекательного характера. Сейчас вводятся новые услуги по сотовому телевидению. Единственно, есть отставание в решении вопросов связи в сельской местности. С другой стороны, сейчас будет вводиться понятие «универсальные услуги», то есть операторы связи будут отчислять средства на развитие отстающих районов в плане обеспечения их связью. А если анализировать цены на услуги связи, то стоимость услуг сотовой связи приближается к стоимости проводной.
Сколько по вашим оценкам в республике пользователей Интернета?
Ф.Ф.: Я считаю, в пределах четверти населения. При этом надо понимать, что большая часть населения получает доступ к Интернету на работе. Объем трафика Интернета каждые полгода удваивается. А сейчас и через сотовый телефон можно получать доступ к Интернету…
Какие проблемы отрасли вы бы отметили как наиболее актуальные?
Ф.Ф.: В Татарстане и в России в целом наблюдается ряд проблем в сфере информатизации: во-первых, общество отстает в плане грамотности, во-вторых, операторы связи не обеспечивают полноценный доступ к инфраструктуре и информационным ресурсам, в-третьих, даже при наличии доступа к информационным ресурсам очень бедна их содержательная часть.
Поэтому, если рассматривать этапы развития отрасли, то можно сказать, что пришло «бумное» развитие инфраструктурных вопросов. На сегодняшний день эти проблемы на 70-80 процентов решены, и этап развития инфраструктуры близится к насыщению. Это видно даже по нашей республике: на 3,7 миллиона жителей абонентская емкость составляет 3 миллиона.
Когда мы говорим, что решаются вопросы по инфраструктуре, возникает вопрос: а что может делать с помощью этой инфраструктуры население, государство, бизнес? Население абсолютно не готово к ее использованию, оно безграмотно в этих вопросах. Тогда мы должны заниматься вопросом информатизации. Это - второй этап. Мы рассчитываем, что он будет длиться 3-5 лет. Третий этап – это наполнение инфраструктуры содержанием. Он наступит после 2010 года.
Это в будущем, а приемная сеть эфирного телевидения уже сегодня требует модернизации. К 1000-летию Казани была поставлена такая задача, но дела пока не движутся. С чем это связано?
Ф.Ф.: Были проблемы с решением вопроса балансодержателя приемных сетей. Лично я считаю, что эту проблему надо решать в рамках реформирования ЖКХ: у дома есть хозяева, которые либо сами обслуживают коммуникации дома, либо нанимают для этого специализированные компании. Но, к сожалению, наши компании не сориентированы на клиента… От этого все наши беды.
А вообще, что касается эфирного телевидения, то, я считаю, Министерство связи РТ свою задачу выполнило – эфирная сеть вещания создана. Теперь сети телеприема надо интегрировать с операторами связи, чтобы задействовать эту инфраструктуру для будущих дополнительных услуг населению.
Перед Министерством связи была поставлена задача обеспечить село приемной телевизионной сетью. Как продвигается эта работа?
Ф.Ф.: По официальным данным сейчас охват по каналу ТНВ – 99 процентов. Но пока много нареканий по качеству. Также остается много вопросов по экономической эффективности и целесообразности, так как работа связистов в сельских районах пока не рентабельна. И не рентабельна она по многим причинам – из-за низкой зарплаты, из-за плохой продажи этих услуг, из-за негибкой тарифной политики для сельчан. Я считаю, когда оператор зарабатывает большую прибыль в городских районах, для сельчан мог бы сделать скидки. В таких вопросах должно вмешиваться государство.
«В Татарстане операторы связи собираются презентовать ряд новых проектов революционного характера»
Что ждет потребителей услуг связи в ближайшие годы?
Ф.Ф.: В Татарстане операторы связи собираются презентовать ряд новых проектов революционного характера, в первую очередь для населения республики. Сейчас готовят к внедрению новые технологии, которые, в отличие от компьютеров, позволят обеспечить более дешевый доступ к информационным ресурсам.
Сегодня есть так называемое устройство «Set Top Box» - это такая «коробочка», которая стоит от 30 до 100 долларов и позволяет по существующей линейной инфраструктуре использовать телевизор в качестве основного средства доступа населения к информационным ресурсам. Одно дело покупать компьютер, который может себе позволить не каждый, другое – купить эту приставку.
Но сразу возникает вопрос, к какой информации обеспечить доступ? К развлекательной? К информационной? К справочной? Но еще надо развивать сферу таких услуг, как оплата коммунальных платежей, штрафов, заполнение налоговых деклараций. А с вводом электронно-цифровой подписи это станет вполне возможным. И такие услуги можно предоставлять по всем отраслям - здравоохранению, коммунальному хозяйству, строительной отрасли, социальной и пенсионной сферам.
Все эти вопросы сегодня технически решаемы с помощью новых технологий. Мы сейчас должны, во-первых, научить самих себя, начиная с госчиновников, показать бизнесу, где есть возможность зарабатывать дополнительные деньги на создание и раскрутку этих коммерческих электронных услуг, а в-третьих, показать населению, как это можно использовать в повседневной жизни.
Эта «коробочка» обеспечит подключение к Интернету или к какой-то параллельной базе информации?
Ф.Ф.: Если объяснять простым языком, это выглядит так: существует телефонная проводка, на одном конце которой - у оператора связи - на его цифровой станции ставится специальное оборудование, а на другом конце - у абонента - ставится эта «коробочка», к которой подключается телефон, Интернет и телевизор, плюс небольшая клавиатура. Это не компьютер, но устройство по работе с информацией.
Вообще этой технологии более 5 лет, и очень обидно, что она только сейчас доходит до России. В Татарстане первые опытные площадки будут работать уже в этом году. Для операторов проводной связи это некая «отдушина» в плане возможностей расширения спектра услуг.
Сейчас наше министерство делает ставку на внедрение новых технологий и новых услуг. И еще мы большую ставку делаем на обучение, на развитие молодежи в этих вопросах, потому что они более восприимчивы к новым технологиям и являются активными их носителями.
Кто займется этим обучением?
Ф.Ф.: Это совместная работа. Я считаю, роль Министерства информатизации и связи, в отличие от других министерств, носит надведомственный характер. Наше министерство – это инструмент для всех. Мы должны показать, что есть технологии, как этим грамотно пользоваться, кто эти технологии может поставить, внедрить, сопровождать и развивать в рамках решения тех задач, которые стоят перед государством, бизнесом и населением. А собственно обучением должно заниматься Министерство образования и науки.
А эти новые технологии скоро придут в нашу республику?
Ф.Ф.: Скоро. Если появляется возможность заработать, все происходит быстро… Если говорить о мультимедийной аудитории, то для существующих сетей вкачать новый программный продукт - дело техники, как говорится. Но с другой стороны, за эфирное телевидение население не платит, а здесь надо будет платить. А это уже интересно компаниям. И для населения интересно - появляется много дополнительных услуг.
Когда в республику придет новая технология «Set Top Box», многим телекомпаниям надо будет переориентироваться в своем программировании. Если сейчас 5-6 каналов, то будет 270…
Кабельное телевидение и сейчас предоставляет доступ к большому количеству каналов. Кстати, с чем связано такое бурное развитие кабельного телевидения в нашей республике, мы ведь занимаем первое место в России?
Ф.Ф.: Я считаю, просто была проделана хорошая работа двумя-тремя командами в ряде городов по развитию новых технологий. Просто бизнес хорошо сориентировался. Но с приходом еще более новых технологий опять надо искать свою нишу, менять стиль работы или объединяться с другими компаниями.
«Ежегодно тратится до 250 миллионов рублей на информатизацию в органах государственной власти, а эффекта очень часто не бывает»
На какой стадии разработка программы «Электронный Татарстан»?
Ф.Ф.: Два года назад мы начали готовить законодательную базу для этого проекта. Год назад вышел закон «Об информатизации и информационных ресурсах». Мы добились, чтобы создали Министерство информатизации и связи вместо Министерства связи РТ.
Сейчас идет формирование новой команды. Следующий этап – принятие комплексной программы развития информатизации РТ «Электронный Татарстан. 2005 – 2010 гг.», которая будет охватывать три блока: государственные органы, бизнес, население. Причем, мы будем стараться «бить по точкам» приоритетов социально-экономического развития республики и повышения качества жизни населения.
А программа «Электронное правительство РТ» является составной частью комплексной программы «Электронный Татарстан»? Что уже по ней сделано?
Ф.Ф.: «Электронное правительство» - это виртуальное понятие, которое делится на две составляющие. Первая - повышение эффективности работы госорганов, то есть предоставление им соответствующего инструмента, в том числе и по принятию эффективных управленческих решений, и наведение порядка в бюджетах, которые тратятся ведомствами на информационные средства. Практика последних лет показывает, что ежегодно тратится до 250 миллионов рублей на информатизацию в органах государственной власти, а эффекта очень часто не бывает. И никто ни с кого за это не спрашивает. А за конечный результат надо спрашивать – начиная с нашего министерства - за общие системные вопросы, и кончая конкретным министерством, где реализуются эти проекты. Чтобы контролировать эффективность использования этих средств, необходимо расходы легализовать. Но многие министерства пока не готовы раскрыть эти данные.
А второе - продвижение услуги от государства - населению, от государства – бизнесу.
Что касается конкретных проектов, то не зависимо от принятия Программы в целом, сегодня началась их реализация по ряду направлений. На сайте Министерства информатизации и связи РТ (www.mcrt.ru) все эти направления расписаны. Например, второй год идет внедрение проекта «Система управления ЖКХ РТ».
Одна из задач, которую надо решить в первую очередь, – создание объединенного государственного реестра населения республики. Сейчас каждое ведомство ведет свою базу данных, тратит деньги, занимает людей, помещения. Кстати, кадры программистов – дефицит в этих отраслях, ведь в госорганы на такую маленькую зарплату не идут.
Сейчас перед нами стоит ряд задач, в первую очередь по решению важных социально-экономических проектов. Если говорить о подходах к решению этих задач, то надо не наращивать бюрократический аппарат, а искать пути коммерциализации этих процессов, отдавать в доверительное управление коммерческим компаниям, потому что они способны решить эти вопросы более профессионально.
А у населения появится возможность обращаться в госорганы «электронным путем»?
Ф.Ф.: Некоторые министерства уже начали предоставлять такую услугу. Возможность интерактивного общения уже есть, но далеко не все население имеет доступ к средствам такой связи. Если мы разработаем программы интерактивного общения, а население не сможет этим воспользоваться, то эффекта от нашей работы не будет. Поэтому надо заниматься вопросами повышения грамотности населения в вопросах информатизации.
Мы работаем и с операторами связи, объясняя им, что с ростом предоставления подобных услуг, будут расти и их доходы - за счет потребления трафика.
В какой стадии разработки Программа в настоящее время?
Ф.Ф.: Разработка находится в завершающей стадии, но всегда есть некая бюрократия, согласование. Я думаю, в этом году мы должны ее обязательно принять, и, наверное, в виде закона. Но с другой стороны, чтобы ускорить процесс, мы предложили ее принять в виде приложения к существующей Программе социально-экономического развития РТ. Это было бы логично, потому что программа «Электронный Татарстан» - инструмент для выполнения Программы социально-экономического развития.
Сколько стоит программа «Электронный Татарстан»?
Ф.Ф.: Ее можно оценивать от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей. У нас подход такой: там, где требуется раскрутка с участием государства, там нужны бюджетные деньги, а там, где нужна просветительская работа – там внебюджетные источники. Но в любом случае, в программе это должно быть продекларировано хотя бы для того, чтобы знали, чем в ближайшее время надо заниматься. А если говорить о конкретных суммах, то сначала было запланировано 3 миллиарда рублей, а сейчас мы «сократились» до 700 миллионов рублей.
Это только бюджетные деньги? А дополнительные инвестиции планируются?
Ф.Ф.: Так мы и делаем упор на инвестиции! Мы вообще стараемся с бюджетом мало работать. Бюджетные деньги нам нужны только для наведения порядка в государственных органах и для запуска ряда электронных услуг. Если эти услуги будут сопровождаться дополнительными услугами для населения, то они будут носить коммерческий характер. Так пусть операторы вкладывают свои средства, ведь для них это обернется прибылью.
«Если уж мы говорим о выполнении закона, мы должны выполнять его даже в мелочах»
Какие проекты будут осуществляться в Татарстане с известными зарубежными фирмами Microsoft и Intel?
Ф.Ф.: Два года назад мы поставили задачу поднять имидж республики: тот факт, что республика уделяет серьезное внимание вопросам развития информационных технологий, должен привлечь инвесторов. А практический путь – обеспечение взаимодействия этих компаний с нашим бизнесом, с IT-компаниями, которых у нас в республике мало и они находятся в стадии становления.
Также эти зарубежные компании мы используем в качестве экспертов для выработки и подготовки обоснованных решений с точки зрения принятия на вооружения их технологий в нашей работе.
Речь также идет и об обеспечении определенной системы скидок при покупке IT-технологий за счет централизации закупок для госорганов. Сейчас есть факты нелегального использования программного обеспечения в госорганах. Я же считаю, что чиновники государственных органов не должны нарушать закон. Если уж мы говорим о выполнении закона, мы должны выполнять его даже в мелочах.
Наверное, госорганы таким образом стремятся экономить бюджетные средства?
Ф.Ф.: Здесь подход простой: если у тебя достаточно денег, покупай лицензионное программное обеспечение. Если денег поменьше, то покупай его в «Open Source» за 1 доллар. Но закон должен быть соблюден.
Скоро будет проведен аудит, и мы узнаем истинное количество рабочих мест и техники в государственных органах. И мы, наконец, поймем, насколько мы много воруем в программном обеспечении, и что с этим делать. Я думаю, будет амнистия со стороны Microsoft и некоторые преференции республике при закупке программного продукта. В июле-августе мы уже должны выйти на предварительные расчеты.
Чья это была идея - привести в республику Microsoft и начать делать все «по закону»?
Ф.Ф.: Это моя идея. И не только Microsoft, мы привлекаем и Intel, IBM и другие компании. Сейчас надо «затащить» в республику побольше зарубежных компаний и объяснить им, что здесь есть условия для работы, а они должны быть заинтересованы делать некие преференции, вкладывать в республику свои средства.
Задача их бизнеса – расширить спектр продаж напрямую или опосредованно. Если мы говорим о том, что здесь создаются центры их компетенции, то, надо понимать, должны быть и некие точки входа для госорганов, для взаимодействия с бизнесом и их дистрибьюторской сетью.
И еще один момент, к которому мы их склоняем, - это участие в обучающих программах. Надо постараться максимально получить обучающие программы для населения, бизнеса и госорганов и внедрить их в образовательную программу вузов и школ.
Что получит население и республика от присутствия здесь зарубежных компаний?
Ф.Ф.: Во-первых, мы получаем доступ к мировому опыту информационных технологий. Во-вторых, мы получаем некий сервис и экспертизу с точки зрения взаимодействия с этими компаниями. А население получает продукцию и услуги более качественного уровня. Я же пока большую ставку делаю на образовательные программы, в которых будут участвовать зарубежные компании.
Вопрос от посетителя сайта Сибгатуллина Айнура из Москвы, ainour@mail.ru:
Исэнмесез,Фарит-эфенди! Во-первых, позвольте вначале поздравить вас с назначением на новую должность и пожелать успешной работы! Во-вторых, хотел выразить вам признательность за то, что ваше министерство и лично вы не забываете о татароязычных информационных ресурсах и ведете большую работу в сфере формирования в сети Интернет татароязычного информационного пространства! Вместе с тем, хотел спросить у о том, как исполняется п.2.4. Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы?
Ф.Ф.: Наше министерство видит свою задачу в том, чтобы обеспечить инструмент для использования татарского языка в новых технологиях. Такая возможность должна быть предоставлена, а потребитель сам решит, надо ему это или нет. Должно быть право выбора. Работы по адаптации Интернета к татарскому языку ведутся. Я думаю, промежуточные результаты будут уже в этом году. Но надо понимать, что создать инструмент - это только часть задачи. Далее надо внедрить инструмент в повседневную жизнь и работу. И это уже общая задача – Министерства образования и науки, Министерства культуры.
А начать можно опять с государственных органов и научно-образовательных учреждений.
«Тарифы на услуги связи будут расти, но обоснованно. А операторы связи могут себе позволить делать тарифы более привлекательными»
Насколько Татарстан сегодня телефонизирован?
Ф.Ф.: Показатели плотности обеспечения телефонами в республике хорошие: в городах на 100 человек населения приходится 31,2 телефона проводной связи, в сельских районах показатель плотности составляет 12,5. А по плотности обеспечения сотовой связью уже перешагнули за 50. На 3,7 миллионов населения республики мы имеем 3 миллиона абонентской емкости.
Как продвигается слияние ГТС и ОАО «Таттелеком»? Чем был продиктован этот шаг?
Ф.Ф.: Эту стратегию развития я прописал 2 года назад. У республики был шанс грамотно провести акционирование госпредприятий в отрасли связи и создать единую телекоммуникационную корпорацию, в которую вошли бы все эти предприятия на договорной основе, обеспечив развитие подотраслевых направлений – строительно-монтажное, линейное, проектное, новые услуги и т.д.
Но эта уникальная возможность была не реализована, и сегодня все эти предприятия разобщены. Надо помнить, что Татарстан не обособлен, вокруг – федеральные компании. Рано или поздно возникнет вопрос продажи, покупки или слияния. Надо найти инвестора побогаче и вместе выживать. По данным экспертов прибыль бюджету от государственных предприятий связи очень низкая. Задача нового менеджмента – увеличить прибыль в 1,5 – 2 раза.
… А строить можно до бесконечности – каждые полгода появляется новое оборудование. Опять «вкапывать» деньги, когда лишь на 30 процентов используются возможности?! Вот если бы упор был сделан на информатизацию, тогда расходы были бы оправданы. Задача любого предприятия – коммерческая эффективность. И если это государственное предприятие, доход в бюджет должен течь…
А когда завершится слияние?
Ф.Ф.: Было бы хорошо, если бы это произошло в этом году, потому что затем встанут другие задачи – раскрутка, выпуск акций, повышение эффективности, поднятие доходов, продвижение новых услуг. Надо готовиться к тому, что и до Татарстана дойдет процесс глобализации. Но, с другой стороны, коммерция – коммерцией, а про социальные вопросы, которые решал «Таттелеком», забывать тоже нельзя. Мы договорились, чтобы и после слияния социальные вопросы решались. В этой части государство должно оставаться на страже интересов пенсионеров, ветеранов, сельских жителей. А коммерческая деятельность – это задача не государства.
Как будут изменяться тарифы на услуги связи?
Ф.Ф.: Естественно, они будут расти, так как энергия и газ дорожают, но обоснованно.
Тарифы должны быть гибкими, учитывая, что рентабельность IT-услуг и отрасли связи очень высокая – 25-30 процентов. Это «бешеные» деньги! Операторы могут себе позволить делать тарифы более привлекательными. Но пока к этому адаптированы только компании сотовой связи. А операторов проводной связи надо обучать новым подходам к работе.
Цены регулируются и Антимонопольным комитетом. «Связисты» не могут самостоятельно ни повысить, ни понизить тарифы, так как это решается на федеральном уровне. Более того, 23 мая вышли новые Правила оказания услуг связи, в которых четко прописаны все права абонента и обязанности оператора связи.
Татарстан уже перешел на оплату услуг связи по выбору абонента?
Ф.Ф.: Платить фиксированную абонентскую плату или повременную – решать самому клиенту в зависимости от того, что ему выгоднее.
«В новых условиях почту надо рассматривать как сетевой бизнес»
Почта всегда была убыточной частью отрасли связи. Что-нибудь изменилось?
Ф.Ф.: Было принято правильное решение разработать перспективный план развития почты. В новых условиях почту надо рассматривать как сетевой бизнес, поэтому она должна стать тем местом, где население получает набор услуг – от финансовых до традиционных почтовых.
У почты большое будущее в интеграции с финансовыми, кредитными и даже торговыми учреждениями. Зачем каждый банк плодит свою филиальную сеть, если у нас столько отделений связи по всей территории? Надо только заключить с почтой договор и обучить персонал.
Убыточной почта была из-за традиционного подхода к ней. Сейчас доход от дополнительных услуг почты составляет 50-60 процентов. Это говорит о векторе развития почты, но и социальную роль ее нельзя забывать.
А техническое перевооружение почты идет?
Ф.Ф.: Мы сейчас ставим задачу усиления материально-технической базы почты, тем более что ее работа стала рентабельной. В этом году будет разработан план развития почты на ближайшие 5 лет.
С помощью новых технологий можно победить очереди на почте?
Ф.Ф.: Я бы хотел победить очереди в ближайшие 2-3 года. Действительно есть новые технологии, которые позволяют это сделать. Для начала надо создать единый реестр населения республики – единую базу данных, которая позволила бы взаимодействовать всем федеральным и республиканским ведомствам – пенсионным, налоговым, социальным органам, страховым компаниям, поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Сейчас перед нами стоит задача создания этого реестра и обеспечения межведомственного взаимодействия с ним. Безусловно, надо будет обеспечить защиту конфиденциальности данных. На базе единого реестра население можно будет обеспечить большим спектром сервиса – оплаты коммунальных услуг, выплаты налогов и т.п.
Насколько остро стоит вопрос обеспечения информационной безопасности?
Ф.Ф.: С ростом информатизации общества такими же темпами растет проблема информационной безопасности. И при этом еще надо учитывать нашу безграмотность.
Начинать будем с государственных органов, стратегических и бюджетообразующих предприятий. Для населения должны быть разработаны определенные правила, которые необходимо соблюдать и нести за это ответственность. В структуре Министерства информатизации и связи РТ мы предусмотрели специальный отдел, который будет заниматься вопросами безопасности. Здесь предстоит большая целенаправленная работа, связанная и с нормативно-правовыми документами, и с наведением элементарного порядка в этих вопросах.
25 января на сайте информационного агентства «Татар-информ» стартовал новый проект под названием «Открытый Татарстан». Не только подписчики, но и все посетители сайта www.tatar-inform. ru могут стать участниками интернет-конференции. Еженедельно «Татар-информ» организует встречи с первыми лицами республики, авторитетными руководителями республиканского и муниципального уровня, представителями бизнес-элиты и знаменитыми людьми. Площадка «Открытого Татарстана» - это самые «горячие» темы и обсуждение актуальных новостей.
Руководитель проекта - известный казанский журналист Татьяна ЗАВАЛИШИНА.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»