Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Экс-глава Третьяковки Зельфира Трегулова поможет Казани собрать фестиваль Булата Галеева
Мероприятие станет своеобразной одой-посвящением пионеру советской светомузыки от современных медиатворцов. О том, какие локации Казани могут стать площадками большого культурного события, – в материале «Татар-информа».
Зельфира Трегулова, бывший директор Третьяковской галереи, куратор международных музейных выставочных проектов, заинтересована в продвижении имени Булата Галеева – казанского изобретателя, создателя экспериментального студенческого конструкторского бюро (СКБ) «Прометей» при КАИ. В том числе для обсуждения масштабного проекта, посвященного творческим изысканиям Галеева, Трегулова приезжала в октябре в Казань.
Пионер советской светомузыки
«Прометей космического века» – так называлась выставка в Галерее современного искусства, которую к 80-летию со дня рождения Булата Галеева организовал Музей ИЗО РТ. Еще пару лет спустя, в 2022 году, 60-летний юбилей с момента создания отметило и само СКБ «Прометей».
К этому моменту ни СКБ, ни одноименного НИИ уже не было. После лишения «прометеевцев» помещения на площади Свободы все наследие «Прометея» два года находилось в подвале мечети «Кул-Шариф». В 2019 году был создан Фонд «Галеев-Прометей», который смог получить целевой Президентский грант культурных инициатив. Благодаря этим средствам фонд арендовал помещение на Большой Красной, куда перевез из мечети архив, работы и изобретения «прометеевцев», и организовал публичный доступ к ним.
Той же весной казанцев заинтриговала новость, что Музей наследия Булата Галеева и СКБ «Прометей» может быть создан и обретет постоянную «прописку» в Спасской башне Казанского Кремля после ее реставрации. Дело в том, что старшие поколения казанцев хорошо помнят малиновый звон на Спасской башне: с каждым ударом она озарялась светом большей или меньшей интенсивности в зависимости от силы удара. Эту «светомузыку» разработало и осуществило СКБ «Прометей». Так же как и подсветку Казанского цирка, изменяющую цвет в зависимости от погоды и превращающую здание в летающую тарелку, светопредставления на Черном озере или даже целые светомузыкальные спектакли в парке Горького и т. д.
Малиновый звон на Спасской башне после ее реставрации действительно воссоздали. Фондом наследия Булата Галеева был организован авторский надзор работ. Но, к сожалению, сам Музей СКБ «Прометей» в башне не «прописали». С апреля этого года архив студенческого конструкторского бюро Булата Галеева нашел новый приют в Центре современной культуры «Смена». Туда же постепенно переезжает огромное количество книг из домашней библиотеки Булата Галеева, среди которых редкие экземпляры на разных языках.
Искусство со знаком качества, но в тени забвения
Зельфира Трегулова после того, как покинула должность директора Третьяковской галереи, вошла в совет частного фонда «Общество содействия искусству» (ОСИ). Эта организация помогает художественным вузам, их талантливым студентам, а также художникам «золотого» возраста – тем, кто был популярным, ультрамодным в 1960-1980-х, но оказался в забвении сейчас.
В Казань экс-директор Третьяковки приезжала на открытие выставки «Перевернутое сафари: Современное искусство Африки». Сборный мегапроект привезла галерея «Триумф», с которой также сотрудничает Трегулова. Заодно обсудили планы по проекту о Булате Галееве. Правда, Фонд наследия Булата Галеева, который, казалось бы, первый интересант коллаборации для прославления имени отца советской светомузыки, пока с настороженностью, по словам директора Музея ИЗО РТ Розалии Нургалеевой, отнесся к предложению о сотрудничестве.
«Знаете, нам даже эта коллекция не нужна. Нам сейчас важно показать значение Булата Махмудовича Галеева. И электронных ресурсов вполне о нем достаточно, и есть люди, которые работают с его наследием за рубежом. Даже наш председатель Творческого союза художников России (ТСХР) в РТ Ильгизар Самакаев знал его прекрасно. Есть много людей, которые знают Булата Галеева. Только на этой базе можно было бы создать шикарный проект на нашей площадке. Но я считаю, что не надо его делать на нашей площадке. Это надо делать в Кремле – там Спасская башня, которая раньше светилась, рядом Черное озеро, где проходили разные мероприятия – там Галеев делал целый звукосветовой спектакль и т.д. Поэтому я Зельфире Трегуловой говорю, что этот проект, наверное, надо делать все-таки в Присутственных местах Казанского Кремля. Но там не хватает ресурсотехнологических вещей, которые есть у нас в музее. Одну световую картину мы хотели, например, вывести на фасад здания», – рассказала в эксклюзивном интервью «Татар-информу» Розалия Нургалеева.
«Булат Галеев-фест»
Охватив несколько городских локаций, проект, таким образом, будет иметь скорее формат фестиваля и станет своеобразным посвящением современных медиахудожников Булату Галееву и СКБ «Прометей» как пионерам направления, синтезирующего визуальное и звуковое искусства.
«Таких ребят много, которых только попросить и дать задание – они сделают. По крайней мере, я с одними говорила, они не знали, что происходило на Черном озере. Я им конкретно рассказала, и они с интересом готовы участвовать», – сказала Нургалеева.
Реализовать задуманное при поддержке Зельфиры Трегуловой предполагают уже в следующем году.
Фонду памяти Булата Галеева, полагает собеседница агентства, по-хорошему следовало бы стать главным организатором этого события, а уже потом вести речь о дивидендах, то есть собственной выгоде.
«Эти дивиденды должны быть в каком плане? В здании. Я бы, например, хотела после реконструкции помещений наших мастерских в одном двухсветном пространстве впоследствии организовать Центр Булата Махмудовича Галеева. Там шикарное место! Пока там нужна реконструкция, но проект уже есть и даже написано “Центр Булата Махмудовича Галеева”. Но… Мы с Трегуловой и “Триумфом” пришли к выводу, что не хотим ссориться с директором Фонда «Галеев-Прометей», так что надо делать отдельный проект. Где именно, еще посмотрим. Наверное, стоит взять то здание, где у Булата Галеева была мастерская, задействовать Большой концертный зал консерватории, где когда-то проходил первый концерт со светомузыкой, двор недалеко от Черного озера, где у него была квартира. Ну и весь Кремль, естественно, осветить – не только Спасскую башню. В Присутственных местах создать какой-то интересный проект. Вот это все было темой нашего обсуждения с Зельфирой Трегуловой», – рассказала «Татар-информу» Розалия Нургалеева.
Со своей стороны директор Фонда «Галеев-Прометей» Анастасия Максимова признательна музею ИЗО за внимание к этой теме, но высказывает осторожность по поводу формулировки о «дивидендах или собственной выгоде фонда».
«Надо разделять две темы. Первая – совместное проведение мероприятий, посвященных Булату Махмудовичу Галееву и «Прометею». Мы не только не закрываемся от коллабораций, совместных инициатив, тем более с такими авторитетами, как Третьяковская галерея и музей ИЗО РТ, мы безмерно признательны Зельфире Исмаиловне [Трегуловой] и Розалие Миргалимовне [Нургалеевой]. И вторая тема – о помещении для размещения фонда. Фонду оно действительно нужно. Можно ли это рассматривать в качестве дивидендов? Это же насущная необходимость – для сохранения культурного наследия. Причем помещение должно быть многофункциональным – чтобы здесь могли разместиться и архив, и огромная библиотека, и лаборатория, и выставочные залы. Здесь мы действительно можем быть настороженны, потому что нам нужно сохранить наследие и сделать его общедоступным для заинтересованных темой людей. Это же, к слову, является и одним из условий предоставления грантов или другого финансирования. Ранее фонд размещал материалы в помещении на Большой Красной, арендовали за счет гранта, теперь нас выручила «Смена», предоставив целый этаж, которой мы искренне признательны за гостеприимство, сотрудничество и помощь. Но, конечно, фонду нужно постоянное помещение. Если нам такое пространство предложат, разве мы откажемся?», - задается вопросом Максимова.
«Третьяковка давно уже хотела показать Галеева и “Прометей”»
Заинтересованность в выставке на основе наследия Булата Галеева Зельфира Трегулова высказывала еще в должности директора Третьяковской галереи, рассказала «Татар-информу» Анастасия Максимова.
«Мы признательны за интерес к наследию Булата Галеева со стороны Третьяковской галереи и Зельфиры Исмаиловны и со своей стороны полностью открыты к совместной работе. Взаимодействие с галереей у нас идет с 2016 года – Третьяковка давно уже хотела показать Галеева и “Прометей”, но по разным причинам каждый раз это откладывалось. Зельфира Исмаиловна [Трегулова] с самого начала была с нами. А сейчас у нас идут переговоры с Третьяковской галереей. Идет подготовка, но договоров пока никаких не подписано. Выставка планируется двухчастная: сначала она будет обкатываться в Казани, в Присутственных местах, а потом она же – на Крымском Валу в Третьяковской галерее. И там точно будет участвовать и Музей ИЗО РТ, поскольку они представляют картины. Сроки выставки в Казани и в Москве – 2024 год», – пояснила Максимова.
Решение, быть или не быть выставке в музейном формате, отметила она, будет принимать Министерство культуры Татарстана. Бюджет проекта, по словам Максимовой, достаточно большой, поэтому пока вопрос открыт.
Пока совместные с Трегуловой и Третьяковской галереей инициативы остаются в перспективе, Фонд открывает 4 ноября выставку на основе своих архивов. Она будет проходить в Центре современной культуры «Смена», где, напомним, с весны «квартирует» наследие Галеева. Проект называется «Идеи для светлого будущего. Краткая история СКБ “Прометей” в шести реализованных проектах». Он будет рассказывать, как работали, творили и развивали технологическое искусство энтузиасты «Прометея».
А с 6 ноября, также в «Смене», все желающие смогут пользоваться библиотекой Фонда «Галеев-Прометей». Это книги из личной коллекции Булата Галеева, а также редкие издания, научные статьи и результаты исследований на тему синтеза искусств.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»