Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Экологи Татарстана проводят инвентаризацию затонувших кораблей стоимостью 15 млн рублей
Обследование кораблей, которое необходимо для дальнейших работ по их поднятия из воды, завершится уже в этом году.
(Казань, 20 августа, «Татар-информ», Максим Кирилов). Министерство экологии и природных ресурсов РТ проводит инвентаризацию затонувших в Татарстане кораблей. В настоящий момент обследованы уже больше половины судов из 100 запланированных. Об этом рассказал ИА «Татар-информ» министр экологии и природных ресурсов РТ Фарид Абдулганиев.
«Сейчас ведется обследование. Из около 100 затонувших кораблей большая часть уже обследована. В момент погружения ведется фото и видеофиксация Министерством экологии и природных ресурсов РТ», – рассказал министр.
Сегодня журналисты вместе с экологами и профессиональными водолазами осматривали затонувший 15 лет назад на реке Волга пассажирский корабль недалеко от Речного порта Казани. Во время обследования судна водолазами Минэкологии РТ производится постоянный мониторинг состояния воды с помощью уникального эко-аналитического судна «Фламинг». Контроль осуществляется до и после погружения. Это необходимо для того, чтобы обнаружить возможные источники загрязнения.
«Экологическому обследованию были подвергнуты уже более 50 объектов, из которых по 11 закончена обработка материала. Результаты обработки показывают, что в целом затонувшие суда: и баржи, и дебаркадеры, и более мелкие объекты – не оказывают никакого воздействия на экосистему Нижнекамского и Куйбышевского водохранилищ», – поделился заместитель директора Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ Дмитрий Иванов.
По его словам, по таким показателям, как содержание органических веществ, нефтепродуктов и тяжелых металлов ситуация в Татарстане в целом благополучная – вода в наших водохранилищах чистая. Однако есть локальные участки, где наблюдается превышение содержания металлов (железа, марганца, меди), но это типичная ситуация, связанная с тем, что химический состав татарстанских вод отличается от региональных и федеральных нормативов.
В ходе обследования затонувших кораблей берутся пробы по целому спектру показателей. Исследуются также и гидробиологические показатели, чтобы оценить то, как гидробионты влияют на качество воды. В этом смысле ситуация в республике также положительна.
Отметим, все суда залегают на различной глубине. Есть объекты, которые находятся на глубине 18 метров непосредственно на судовом ходу, а есть объекты, которые фактически уже находятся на берегу, так как уровень воды в водохранилищах постоянно колеблется. В частности уровень Нижнекамского водохранилища в последние годы подняли на 1,5-2 метра, от чего многие объекты, которые находились на берегу, теперь погрузились в воду. Часть объектов уже разобрана на металлолом. «Остальные суда, мы считаем, можно и необходимо поднять, чтобы очистить русла, чтобы наши водоемы стали чище от этого металлического и бетонного мусора», – отметил ученый.
Прежде чем поднимать корабли со дна предстоит долгая и кропотливая работа по их обнаружению. Дело в том, что по имеющимся координатам не всегда удается обнаружить суда. Они остаются на месте, просто не всегда верно вносятся в реестр данные. Иногда специалисты тратят целый день на сканирование дна. Сложность составляет также и то обстоятельство, что порядка 70-80 процентов кораблей являются бесхозными, и на них отсутствует какая-либо документация.
«Стоимость инвентаризации составит около 15 млн рублей. В этом году работы будут закончены. Сейчас реализуется та часть, которая проходит непосредственно на воде. Она уже больше чем на половину выполнена. И сезон позволяет пока продолжить», – прокомментировал Фарид Абдулганиев.
В будущем однозначно все затонувшие суда будут подниматься со дна - это не повлечет за собой никакого вреда сформировавшимся вокруг кораблей экосистемам, утверждают экологи. Подъем одного корабля может обходиться в сумму от 10 до 20 млн рублей – все зависит от сложности работ, а именно от состояния корабля, глубины его залегания и так далее.
«Эту работу можно оценить только как положительную. Если многие годы наследие прошлого скапливалось в наших водоемах, то сегодня как раз то время, когда надо наводить порядок. Президентом было принято решение провести в 2017 году в РФ Год экологии. Данная работа приобретает еще большую актуальность в связи с этим решением. Благодарны Президенту РТ, потому что не первый год мы видим, как здесь относятся к вопросам экологии, насколько оперативно принимаются решения и сколь много уделяется внимания этому», – отметил заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ Рустам Рабаданов.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»