news_header_top_970_100
16+

Дебют фильма «Байгал»: Аида Гарифуллина подарила саундтрек, а Вдовиченков не заговорил на татарском

Символическая драма режиссера Ильдара Ягафарова преодолела языковой барьер и по примеру «Довлатова» собирается штурмовать российский прокат.

Дебют фильма «Байгал»: Аида Гарифуллина подарила саундтрек, а Вдовиченков не заговорил на татарском

(Казань, 12 апреля, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). В зале казанского кинотеатра «Синема 5» ТЦ «Парк Хаус» состоялся долгожданный закрытый показ художественного фильма «Байгал» татарстанского режиссера, председателя Союза кинематографистов Татарстана Ильдара Ягафарова. Впервые казанской кинотусовке, журналистам и узкому кругу близких к киносреде зрителей показали итоговый вариант полуторагодовой работы над игровой полнометражкой.

Фильм с маркировкой 12+ был представлен на татарском языке с русскими субтитрами, хотя силами главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева был записан и дубляж на русском языке.

Новый зал «Синема 5», рассчитанный на 350 мест, в этот вечер был забит до отказа. Приглашения на закрытый показ ждали все, но получили лишь немногие. Ажиотаж вокруг ленты появился уже во время съемок, когда около года назад стало известно, что в Татарстан едет сниматься российский актер Владимир Вдовиченков. В дальнейшем интерес к фильму только нарастал, ведь режиссер Ягафаров заявил, что рассчитывает снять самое национальное кино в своей жизни, причем не для узкого зрителя, а для федерального проката. Амбициозные планы не могли остаться без внимания, особенно на фоне повсеместных разговоров об упадке регионального кино. Новый проект Ягафарова ждали с надеждой на «татарстанское чудо».

На самых комфортных для просмотра задних рядах был замечен прославленный кинооператор Николай Морозов и его сын, директор продюсерского центра «Иман» Кузьма Морозов, все руководство «Татаркино», руководитель казанского оркестра La Primavera Рустем Абязов и с десяток других известных в республике деятелей. Кроме элиты татарстанского кинематографа на закрытом показе появились руководитель пресс-службы Президента РТ Эдуард Хайруллин и вице-премьер РТ Лейла Фазлеева. Она, по словам Ягафарова, активно содействовала производству фильма на последнем этапе. После более чем кратких приветствий и благодарностей режиссер, заметно волнуясь, расположился в дальнем углу зала. Погас свет.

Трагедия «маленького человека», фантастическая рыба Байгал за 10 млн рублей и «рука Бога»

Сценарий «Байгала» был создан на основе пьесы татарстанского драматурга Мансура Гилязова. В центре сюжета – судьба главного героя Галимжана, который долгие годы проживает в одиночестве в небольшом обветшалом домике на окраине татарской деревни. Много лет назад в Казани у Галимжана было все: любимое дело, любимая женщина и мечты. Только в погоне за грезами он потерял почти все, что имел.

Сейчас персонаж влачит жалкое существование. Набив шишки в большом мире, Галимжан прячется от него в небольшой деревушке. Старому рыбаку едва хватает улова на то, чтобы прокормить себя, но судьба ставит перед ним неожиданную и, казалось бы, невыполнимую задачу. Сын главного героя, которого он не видел более 30 лет, попадает в беду: по стечению обстоятельств он оказывается под следствием, его помещают в СИЗО. Ему необходима крупная сумма денег, которую просто не в состоянии найти Галимжан. После нескольких неудачных попыток выкарабкаться он впадает в отчаянье, сознавая неотвратимость беды, настигшей сына, и всю тщетность своих попыток что-либо изменить.

В этот самый момент в реалистическую историю вмешивается фантастическая линия, эхо которой можно проследить с самого начала фильма в виде легенды о волшебной рыбе Байгал, обитающей в Волге. Фактически Байгал – это белуга. По преданиям, она приносила счастье тому, кто ее поймает. В фильме Ягафарова, по его собственному признанию, Байгал – это рука Бога. Это существо, которое появляется в самые исключительные моменты, когда человек упирается в стену и ему нужно помочь. В картине звучит мысль о неизбежности хода вещей, принятии судьбы, необходимости веры.

Мелодрама «Байгал» начала сниматься в 2016 году. К июлю 2017-го были завершены съемки, монтаж и базовая озвучка. Стоимость ленты татарстанского производства на тот момент составляла около 4,5 млн рублей – деньги символические для полного метра. Около 2 млн рублей на производство выделил Минкульт Татарстана, остальное собирали всем миром – помогали неравнодушные спонсоры, использовались личные накопления. Но планы у режиссера на этот раз были действительно грандиозными: помимо «фестивального турне» Ильдар Ягафаров вслух размышлял о том, чтобы попробовать запустить «Байгал» в широкий прокат.

Для этого нужно было обеспечить не только хорошие технические данные продукта (дабы натянуть картинку на 25-метровые экраны стандартных кинозалов), но и задуматься над переозвучкой и качественной компьютерной графикой. Тем более что по замыслу режиссера фантастическая рыба Байгал должна была реально появиться в кадре и удивить зрителя своим внешним видом. Во многом именно из-за нее решено было отдать фильм на цвето- и звукокоррекцию, отрисовку графики в московскую компанию, что потребовало еще примерно 10 млн рублей. Таким образом, новый фильм Ильдара Ягафарова мог претендовать на то, чтобы стать самым дорогим татарстанским кино в новейшей истории. По каким-то причинам в итоге работы обошлись в гораздо более скромную сумму. Общий бюджет Ильдар Ягафаров разглашать не стал, но отметил, что весь продакшн уложился в 6 млн рублей. Работы над картиной были окончательно завершены к мартовским праздникам.

Как «идеальный бандит» российского кино Владимир Вдовиченков перевоплотился в «следака» и снялся с малоизвестными актерами

Старый товарищ (сокурсник по мастерской ВГИК) режиссера Ягафарова Владимир Вдовиченков на презентации тизера ленты (на полях Казанского международного фестиваля мусульманского кино в сентябре 2017 года) назвал фильм «трагедией маленького человека», каких в российском кинематографе чрезвычайно мало, и выразил надежду на успех проекта. Сам режиссер не скрывает, что появление Вдовиченкова в «Байгале» прежде всего обусловлено массовым зрительским интересом, которым актер может поделиться с фильмом.

«Мы действительно с Володей давно знакомы, это не секрет. Я со многими актерами знаком, потому что я учился во ВГИКе: мы на одном курсе варились, вместе жили, когда еще никто не был известным. Мы были обычными студентами. Конечно, в шутку все друг другу обещали, что кто-то у кого-то снимется, кто-то кого-то снимет, кто-то станет известным. Были другие времена – начало 90-х годов. Никто и не надеялся, что что-то грандиозное получится. На сегодня Володя Вдовиченков – это ведущий российский актер, который снимается в топовых фильмах. Появление его в любом проекте привлекает внимание зрителей», – рассказывал Ильдар Ягафаров ИА «Татар-информ».

В картине Ягафарова идеальный бандит постсоветского кино сыграл роль следователя по делу сына Галимжана. Роль не главная, но с точки зрения сюжета ключевая: следователь Сосновский в «Байгале» символизирует нечто устойчивое, незыблемое, человеческое. Известно, что Вдовиченков отснялся всего за два дня.

Любопытно, что компанию российской кинозвезде в фильме Ягафарова составили отнюдь не профессиональные актеры. Главная роль старика Галимжана принадлежит мало кому известному даже в Татарстане педагогу по сценической речи Казанского института культуры Ренату Галимову. Просто приступив к кастингам, режиссер быстро понял, что ищет новые, «неузнаваемые» лица. Галимова Ягафаров описывает как естественного и органичного в любой роли и состоянии актера. «Я взял его за абсолютную естественность в кадре», – не раз подчеркивал режиссер.

Роль главной героини – бывшей супруги Галимжана – совершенно случайно, по словам Ягафарова, досталась экс-чиновнику ТРК «Татарстан – Новый век», а ныне главе «Татаркино» Миляуше Айтугановой. Изначально именно ее режиссер попросил стать продюсером новой ленты. Уже позже, в процессе работы над фильмом, в Айтугановой он увидел необходимое для роли сочетание жесткости и бескомпромиссности с чувственностью.

«Мы с Мансуром Гилязовым быстро поняли, что нужен сильный партнер, который бы нам помог в дальнейшем работать над картиной. Позвонили Миляуше и договорились с ней. В принципе, это очень сильно усилило наш экономический потенциал: Миляуша как продюсер привлекла средства. Потом, когда мы искали героиню, у нас не было совпадений по возрастным и ментальным характеристикам. Я не мог найти подходящую актрису в театре. А Миляушу я знал, видел, она была доступна, – поделился Ильдар Ягафаров. – Нужно честно признаться, на съемочной площадке мы с ней спорили частенько. Мне важно было, чтобы мой персонаж был очень жестким. Это человек бескомпромиссный, который может надавить, и при этом у него должно быть два диапазона. Ностальгия, любовь, воспоминания и жесткость. Когда я проводил кастинг, я все-таки в Миляуше эти качества видел. В жизни она не такая, но на съемочной площадке она могла это сделать, и она это сделала».

Татарский или русский? Языковой вопрос национального кино, рвущегося в федеральный прокат

Как уже было сказано, фильм на закрытом показе был представлен в оригинальной озвучке – практически полностью на татарском языке с русскими субтитрами. Конечно, Владимир Вдовиченков не заговорил по-татарски – 30 процентов разговоров в «Байгале» все же ведется на русском. По иронии судьбы «самая национальная картина в творческой судьбе Ягафарова» не могла стать полностью татароязычной. Режиссер объяснил это просто: получилось бы неорганично.

«Когда мы наигранно заставляем говорить водителя казанского троллейбуса или такси на татарском языке, если он не татарин, – это неестественно. Кино должно идти на поводу у жизни, к сожалению. Только тогда оно становится естественным. Можно снять какую-то притчу исключительно на татарском языке, но если это история простая, жизненная, то нужно придерживаться тех событий, которые сейчас вокруг нас происходят», – заключил Ягафаров.

Таким образом, в оригинале фильму закрыт путь в российский прокат. Но из затруднительного положения режиссер вышел просто: в формате одноголосного дикторского перевода для российского проката «Байгал» озвучил главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев.

«Языку, конечно, пришлось уделить время и принять во внимание наши особенности, но сегодня это совсем не проблема, – в качестве продюсера фильма рассказала агентству Миляуша Айтуганова. – Мы уже составили прокатные планы. Да, конечно, после фестивальных показов мы идем в прокат! Интерес и внимание у прокатчиков есть, мы в диалоге».

Панорамы ночной Казани, саундтрек от Аиды Гарифуллиной и узкая дорожка, протоптанная «Довлатовым»

Уже на стадии производства Ильдар Ягафаров неоднократно повторял: «Моя картина – для думающих людей». Действительно, «Байгал» вряд ли можно причислить к популярному кино. Картина наполнена символизмом и иносказаниями, в ней нет бурных сюжетных всплесков и динамичного развития событий. С помощью знаков, оригинального видеоряда и собственного визуального языка режиссер высвечивает порой невидимые глазу отчаянье, безысходность, позор, гнев, стыд, надежду и успокоение.

Казалось бы, совершенно особый шлейф и атмосферность подчеркнуто авторского кино Ягафарова тоже могут стать барьером для федеральных прокатчиков. Однако недавно заявивший о себе фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» доказывает обратное. Фестивальная картина о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 1970-х годов была в качестве пробы выпущена в прокат всего на четыре дня: с 1 по 4 марта. Но «Довлатов» за это время умудрился собрать в прокате более 90 млн рублей, вызвав настоящий ажиотаж, который позволил ему остаться в крупнейших российских киносетях еще на целую неделю. Что, как не этот успех, можно считать появлением спроса на «умное кино» у массового зрителя?

«Люди хотят размышлять, хотят думать, копаться в себе и в мире, и хотят все это делать они в залах кинотеатров. Сегодня просто нужно дать им такую возможность», – подчеркивает режиссер.

В «Байгале» собрано множество факторов по-настоящему хорошего кино. Музыку для фильма писал композитор Марат Ахметшин, а записывал Камерный оркестр La Primavera. Финальный саундтрек согласилась исполнить татарстанская оперная дива Аида Гарифуллина. Приятно удивила зрителей качественная операторская работа совсем молодого Юрия Данилова – студента третьего курса ВГИКа. По задумке режиссера, заняться проектом должен был уже известный московский оператор-постановщик Павел Трубников, но «не сложилось». Данилову удалось справиться с чрезвычайно трудной задачей: обилие крупных планов и панорамных съемок на Волге, живописные деревенские пейзажи, стилизованная съемка в духе 1980-х годов и романтичная изнанка блистательной современной Казани. Съемочной группе удалось избежать штампов в последовательности кадров при описании обычно однотипных дорожных эпизодов.

Отдельный разговор – использование компьютерной графики и отрисовка мифической рыбы Байгал, которая дважды появилась в кадре. За изображение самой рыбы особенно переживал режиссер, ведь дешевая или вычурная графика могла испортить все впечатление о фильме. По убеждению корреспондента «Татар-информа» и львиной доли опрошенных им зрителей, реалистичная рисовка мифической рыбы органично вписалась в общую колористику и настроение ленты. Самого же Ягафарова несколько насторожили отблески Байгала.

«Я вижу огрехи. Конечно, я знаю в миллион раз больше каждого зрителя вплоть до запятых, потому что я картину смотрел, наверное, тысячу раз. Есть и мои огрехи. И, конечно, я переживаю, как и любой режиссер. Мы все очень переживали. Есть эпизоды очень сильные, есть не очень, но мы стремились к хорошему кино. Долго делали, но довели до конца, а что получилось – вам, зрителям, решать», – заключил Ягафаров.

Действительно, есть у картины можно найти слабые стороны, которые, впрочем, вполне могут оказаться специфическими особенностями авторской ленты и быть тепло принятыми зрителем. Местами диалоги героев «Байгала» кажутся излишне театральными и «выпуклыми»: персонажи фильма нарочито проговаривают очевидные вещи и задают вопросы, ответы на которые никак не повлияют на сюжетную линию или полноту портретов героев. Есть и «тупиковые», не ведущие никуда эпизоды: бывшая супруга Галимжана сообщает ему о необходимости сбора денег на помощь сыну, но почему-то не называет сразу точную сумму.

Несколько бессмысленной показалась корреспонденту агентства сцена встречи главных героев на пляже под мостом Миллениум. Свидание назначает супруга Галимжана, а место выбирает он уже самостоятельно. Только вот при встрече никто из них не хочет (или не может) обсудить хоть что-то существенное и важное. Все диалоги под Миллениумом – оборванные и неполные. Кажется, что эпизод затевался для показа красивых панорам ночной Казани. С другой стороны, возможно, встреча онемевших героев – это не совсем удачная демонстрация бессилия и парализованности персонажей фильма.

Как бы то ни было, фильм «Байгал» уже осенью 2018 года может появиться в российском прокате. Редакция ИА «Татар-информ» желает терпения и удачи всей команде проекта и поздравляет режиссера с окончанием работ над первым масштабным художественным проектом в новой истории татарстанского кино.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100