news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Далекое-близкое//ШАЙМУРЗИНО- РОДНАЯ ЗЕМЛЯ//1 февраля, №5

Старое Шаймурзино – известное в Татарстане и за её пределами большое татарское село. Отсюда родом много знатных людей в прошлом и в настоящем.

В своё время Шаймурзино прославилось достижениями в сельском хозяйстве под руководством Героя Социалистического Труда А.Абдреева.

В последние годы у людей возрос интерес к истории. Через неё мы узнаём прошлое своего народа, которым можем гордиться. История нашего села восходит к началу XVII столетия. Впервые «земля Шаймурзинская» упоминается 1615 годом в материалах дела №257 в Гражданских делах Буинского окружного суда. В это время, после падения Казани, по правую сторону Волги, примерно по нынешним юго-западным границам Татарстана проходила южная граница Московского государства.

Для обороны от набегов кочевников строились оборонительные линии, так называемые «засечные черты». Царское правительство для несения службы на этих линиях переселяло из центральных регионов «служилых» татар. Они компактно проживали в Мещерском крае. Этот край включал в себя территории нынешней Мордовии, Пензенской области, частично Тамбовской, Рязанской и Нижегородской областей. В результате переселения в первой половине XVII века образовались татарские сёла, ныне Дрожжановского, Буинского районов РТ и на севере Ульяновской области. Татары переезжали охотно, их привлекали обширные пустующие земли, а также это было бегством от насильственного крещения.

Откуда приехали шаймурзинцы, неизвестно. Однако они называли себя «томэннэр», это наводит на мысль, что они прибыли из г.Темникова (ныне Республика Мордовия) или из его окрестностей.

В старину Темников был одной из «столиц» татар, и шаймурзинцы гордились этим.

Вначале поселенцы обосновались в деревне Уразбаево, где до них проживали татары и чуваши. Среди моих земляков существует предание, что наши предки сбежали сюда после падения Казани. Уразбаево – чисто татарское название, населённые пункты с таким названием встречаются часто. Где-то под Казанью есть татарское село Уразаево. Мишарский язык моих земляков несколько отличается от языка тех дрожжановских. Здесь, видимо, произошло смешивание мишарского языка с языком уразбаевцев – предположительно казанских татар.

Примерно через 25-30 лет сельчане перебрались на новое место – в пяти километрах к западу от Уразбаево. Новосёлы назвали деревню именем своего предводителя Шахи мурзы, что со временем превратилось в Шаймурзино. На новое место перебрались не только служилые, но и уразбаевцы. Не сразу, а поэтапно. 16 человек татар и чувашей заплатили ясак и оброк «за бортные ухожья», т. е. за занятие пчеловодством. Они зафиксированны в приходно-расходной книге Симбирского уезда за 1666-1667 годы. Отсюда вывод: уразбаевцы относились к сословию «ясачных» крестьян.

Через некоторое время Уразбаево полностью переехало в Шаймурзино. Причём татары, как служилые, так и ясачные, поселялись по правую сторону реки М. Цильна, а чуваши по левую.

На месте Уразбаево ныне осталось мусульманское кладбище. Это говорит о том, что здесь проживало население исламского вероисповедания. Если здесь и проживали чуваши, то они были мусульмане. Нельзя упускать из виду, что в те времена определённую часть ясачных татар называли чувашами.

На кладбище сохранились два надмогильных камня. Их по нашей просьбе в 2005 году обследовал академик М.Ахметзянов. По фрагментам надписи удалось установить, что под большим надмогильным камнем похоронен Шахи мурза сын Мухаммета. Сельчане установили у камня небольшой столб с полумесяцем. К столбу прикреплена табличка из нержавейки с указанием имени и титула покойного.

В судебных делах казённой палаты Симбирской губернии удалось найти текст выписи на право владения землями, выданную шаймурзинцам. Земля отведена в ответ на челобитную шаймурзинцев на имя царя Петра Алексеевича. В челобитной просители пишут, что «исстари их отцы и деды служили царям всякие городовые летом и зимой верховые и низовые службы».

По владенной выписи, датированной октябрём 1770 года следует, что земля выделяется «в их межах и гранях». Из выписи следует, что земля выделялась и ранее, конкретно в 1645-1646 г.г.

Кроме того, шаймурзинцам разрешалось поставить три водяные мельницы на реке М.Цильна.

По этому документу шаймурзинцы получили в поместное владение на 33 человека 3390 десятин пашни, а всего с учётом сенных покосов и леса почти 6000 десятин земли. Земля выделялась в качестве оплаты за службу, другого жалованья или денежной оплаты не предусматривалось. Но сельчане не платили никаких налогов.

Служилые числились за военным ведомством и служили в поместных войсках.

Городовые (полковые) служилые татары использовались для защиты приграничных городов и для отражения неприятеля на оборонительных линиях. Привлекались для разъездов и караулов в степях на самых опасных направлениях походов кочевников. Службу несли поочерёдно, в свободное время обрабатывали землю, занимались личным хозяйством. Верховые и низовые службы означали службу верхом на коне и в пешем порядке.

В 1742 году по Указу императрицы взяли на учёт все татарские мечети. В списке есть и наше село с одной мечетью и записано, что этой мечети 100 лет. Выходит, что мечеть построена в 1642 году. Тогда строительство деревень начиналось со сроительства мечети. Если мечеть строили два года, то Шаймурзино на нынешнем месте с 1642 года.

Ещё один вывод, который можно сделать из документа. Речка М. Цильна сейчас летом почти пересыхает.  Когда-то она была полноводной, если можно было ставить водяную мельницу и притом не одну.

Татары Шаймурзино получили земли достаточно для безбедной жизни. Это видимо объясняется авторитетом мурзы. Татарские мурзы тогда имели приоритеты на уровне русских дворян. Известен факт, когда мурзы приняли участие в выборах царя Михаила Романова в 1613 году и подпись в документе.

В «Экономических Замечаниях», составленных в конце XVIII века значится:

«Положение своё имеет Старая Шаймурзина по обе стороны р.Цильна и большой столбовой дороги из Карсуна в Буинск. Крестьяне состоят на хлебопашестве, землю запахивают всю на себя, к чему они и радетельны. Зажитием живут хорошим».

Однако в целом положение не было безоблачным. В связи с ликвидацией поместных войск, татар привлекли к тяжёлой и опасной работе по вырубке и вывозу леса для строительства кораблей, т.н «лашманская» работа. Угнетало то, что начались попытки крестить шаймурзинцев насильственным путём или при помощи разных посулов. Волна христианизации, от которой они сбежали в начале XVII века, настигла их потомков и здесь. Церковь напрямую и через властные структуры вела жёсткую политику христианизации «инородцев», в том числе и татар.

Под Казанью функционировала целая Новокрещенская контора для христианизации нерусских народов Поволжья и Урала, которая просуществовала с 1740 по 1764 год. Надо сказать, что им удалось почти поголовно окрестить мордву, марийцев и чуваш. Однако совсем по-другому обстояло дело с татарами. Кроме христианизации небольшого количества «ясачных» татар в Свияжском, Лаишевском и Мамадышском уездах, дело дальше не пошло. Татары упорно не крестились. Они считали это для себя унижением, позором для всего рода, всех прошлых и будущих поколений.

Миссионеры орудовали и в Шаймурзино. Им удалось окрестить чувашей с левого берега. Когда перешли к татарам на правый берег, одного христианского проповедника «случайно уронили» в колодец. После этого миссионеры обходили Шаймурзино стороной.

В дальнейшем, с начала XIX века, положение наших предков постепенно ухудшалось. Продолжалось ограничение привилегий татарских мурз, вследствии их низвели до уровня простых крестьян. Отмена льгот у «служивых», «уравнивание» земель, полное уничтожение служебного сословия и др. Всё это достаточно хорошо известно из истории.

Мною не ставилась задача раскрытия всей истории нашего села. Она могла бы составить довольно объёмистую книгу. В связи с приближающимся 400-летием села группа энтузиастов, в том числе и я, поставили своей целью написать её, это вопрос времени.

М.Гимадеев,

подполковник

уроженец села М. Шаймурзино

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100