Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Далекое - близкое // "ИНОРОДЦЫ" НА СВОЕЙ РОДИНЕ // 11 июль, №26
(Продолжение. Начало в №21-25)
Решения съезда в определенной степени вдохновляли учащуюся молодежь, послужили сигналом для пробуждения интереса основной массы шакирдов к общественной жизни и активного включения в борьбу не только за свои права, но и права всей нации.
Шакирды были не единственной силой, заинтересованной в реорганизации и демократизации школьного образования. 10 мая 1906 г. в Казани состоялось всероссийское совещание татарских учителей, на котором присутствовали имамы и мугаллимы (учителя) Казани, Оренбурга, Астрахани, Троицка, Касимова, Буинска, Бузулука, Альметьева и других местностей. Задачи, вытекающие из совещания, сводились к тому, что признавалось необходимым стремление к выработке единой программы для всех мектебов и медресе, обсуждение вопросов управления учебными заведениями; составление программ для занятий, отбор и подготовка учебников, использование «нужных» книг, изданных за пределами России (Египет, Турция, Индия); перевод необходимых трудов с арабского, турецкого и русского языков, стремление создать и издать учебники, могущие быть полезными по вопросам этики, «благочестия» и просвещения.
Тем временем оппозиционное движение татарской учащейся молодежи набирало обороты. Комитет «Эль-Ислах» старался использовать любую возможность для усиления действенности своей пропаганды. Попытка создания легальной газеты в 1906 г. не увенчалась успехом, и одним из излюбленных методов борьбы организации стало распространение «открытых писем», адресованных национальным ретроградам.
Жандармам удалось выследить редакцию комитета и нанести существенный урон его деятельности (конфискации, аресты и т.д.). Однако окончательно «низвести» организацию властям не удалось.
Главным достижением «Эль-Ислаха» в 1907 г., несомненно, стал созыв очередного Всероссийского съезда шакирдов, который работал в Казани 1-6 мая. В его работе приняло участие до 150 человек, представлявших Казань, Симбирск, Чистополь, Касимов, Мелекес, Сеитовскую слободу (под Оренбургом), другие города и села. В ходе пяти заседаний был утвержден центральный комитет «Эль-Ислах», приняты его устав и новая программа действия. Съезд выслушал годовой отчет «Эль-Ислаха» и выразил протест против журнала «Дин ва магишат» (Религия и жизнь), который осудил шакирдов, покинувших схоластическое медресе Вали муллы в Оренбурге. Как и на предыдущем съезде, дискутировался вопрос о необходимости создания легальной газеты, — замысел, который до сих пор не удалось осуществить.
2-й съезд шакирдов оставил заметный след в общественной жизни татарского народа, доказал, что в лице передовой учащейся молодежи нация располагает достойным резервом для осуществления демократических перемен. Что же касается комитета «Эль-Ислах» как нелегальной организации радикально настроенных шакирдов, то он сошел с исторической сцены, по всей видимости, к лету 1907 г. После создания официальной газеты «Эль-Ислах», первый номер которой вышел 3 октября 1907 г., основные силы ислахистов объединились вокруг этого издания (фактический руководитель - Ф.Амирхан).
Как бы в противовес «Эль-Ислаху» в 1906 г. возникла нелегальная ученическая организация «Берек» или «Шэкертлэр береге» (Шакирдское единение) с ярко выраженной эсеровской ориентацией. Она была тесно связана с лидерами татарских эсеров (Г.Исхаки и Ф.Туктаров) и считала, что только «Берек» призван освободить шакирдов «из тюрем, развращающих мозги», т.е. схоластических медресе. Комитет призывал молодежь встать «в ряды борцов за священное и правое дело в содружестве с представителями других наций». Базовым учебным заведением общества являлось медресе «Марджания» в Казани, а девизом «Берек» было: «Один за всех, и все за одного!».
Программа организации состояла из 12 пунктов. «Берек» считал первостепенной своей задачей «подготовку кадров из татарских шакирдов, способных служить народу», планировал распространять книги, брошюры, газеты и журналы, открывать читальные залы, курсы, кружки, создавать в городах с большим числом шакирдов свои местные отделения. «Берек» обещал бороться за коренную реформу системы школьного образования и требовал уравнения в правах шакирдов с учащимися русских учебных заведений. Он настаивал на введении обязательного женского начального образования, подчеркивал необходимость получения первоначальных знаний на родном языке. Комитет добивался отделения медресе от школы, передачи управления делами учебных заведений в распоряжение совета, состоящего из шакирдов и учителей. Для содержания национальной системы образования «Берек» настаивал на выделении средств со стороны земств, городских управлений, государства.
В 11-м пункте программы содержалось заявление о том, что «Берек» не пожалеет сил для уничтожения самодержавия, борьбы против деспотизма и считает это своей политической обязанностью. Последний, 12-й, пункт заключал в себе требование созыва Учредительного собрания путем прямого тайного и всеобщего голосования.
Власти внимательно следили за деятельностью этого «строптивого» комитета, который представлялся им «революционной партией», вербующей «сотрудников в мусульманских медресе». Вздохнули с облегчением жандармы лишь после того, как организация «Берек», не пользовавшаяся, по их мнению, «сочувствием шакирдов», лишилась «своих главарей» и прекратила свое существование. Это произошло после событий, связанных с третьеиюньским переворотом 1907 г.
Есть сведения о деятельности нелегальной ученической организации «Иттихад» (Единение), которая была создана на базе медресе «Буби» в дер. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии в 1906 г. 2 мая 1907 г. в этой же деревне проходил совещательный съезд комитета, на который съехалось множество представителей учащейся молодежи из многих городов и весей: Уфа, Пермь, Тумутук, Биклян, Чакмак, Тлянче-Тамак, Нуркино, Бураево, Байряки, Бадряш и т.п. Съезд принял программу, где во главу угла ставились переход на новый метод обучения, отделение начальной школы от средней, объединение медресе, открытие библиотек. Предусматривалось, что школы должны содержаться на средства государства, земств и вакуфов, а управление мектебами и медресе должно было перейти из рук правительства в руки нации.
Судя по некоторым источникам, «Иттихад» представлял правоумеренное крыло национального движения и стремился сплотить татарских шакирдов на почве тюркского и мусульманского единства. Однако, не сумев как следует развернуться, организация, как и другие нелегальные ученические комитеты, прекратила свое существование летом 1907 г.
Национальное движение 1905-1907 гг. знало и массовые формы. Недовольное ходом реализации «незыблемых основ гражданской свободы», декларированных Манифестом 17 октября 1905 г., татарское население продолжало настойчиво добиваться своих прав путем различных петиций, депутаций, собраний, посылкой телеграмм на имя высших сановников самодержавного правительства. Подобную активность проявляли не только горожане, более организованные, сознательные и «подкованные» политически, но и сельчане, обычно предводительствуемые образованным и радикально настроенным духовенством. В условиях расширения всеобщего освободительного движения татарский народ все больше убеждался в необходимости организованной борьбы за свои социальные и духовные интересы.
Наглядным примером подобной организованности и высокой активности сельчан служило собрание в дер. Танай-Тураево Тетюшского уезда Казанской губернии, которое состоялось 17 января 1906 г. с участием около 500 человек, в том числе 80 указных имамов. Несмотря на совершенно мирный и спокойный характер мероприятия, подробности его проведения были доложены в департамент полиции, который, для принятия мер пресечения подобных собраний, предписал казанскому губернатору разобраться в том, кем оно было санкционировано.
Между тем итоги собрания вылились в телеграмму (от 1 марта) на имя графа С.Ю.Витте, в которой содержалось 10 просьб, наиболее типичных для мусульманского общества, заинтересованного в реализации своих духовно-национальных потребностей. Ввиду важности документа, концентрированно отражающего духовные чаяния татарского населения в начале XX в., следует привести эти пункты полностью:
«1) муфтии, заменяющие их лица и казии избирались бы муллами из своей среды, причем знание русского языка и представление свидетельств об окончании курсов наук в училищах было бы для них необязательно;
2) для получения звания муллы обязательно было бы лишь знание магометанского шариата и духовных треб и необязательно знание русского языка;
3) получившие образование за границей магометане беспре-пятственно могли бы избираться в приходские муллы с утверждения Магометанского Духовного Собрания;
4) дела о браках, разводах, вакуфах по духовным завещаниям, разделам имущества по магометанскому шариату подлежали бы ведению Оренбургского магометанского духовного собрания;
5) мечети, мектебы и медресе подлежали бы исключительно ведению Оренбургского Магометанского Духовного Собрания;
6) преподавание в мектебах и медресах производилось бы приходскими имамами и мугаллимами на магометанском наречии, изучение русского языка в них необязательно, надзор за ними принадлежал бы только приходским имамам;
7) содержание земских школ для магометан было бы необязательно, а собранные деньги на сей предмет были бы возвращены на содержание мектебов и медресе;
8) в составе членов Государственной думы магометане имели бы соответствующее количество своих представителей, избранных из своей среды на одинаковых условиях и пропорционально с прочими нациями России;
9) в составе земских гласных магометане имели бы своих представителей, избранных из своей среды на одинаковых условиях и пропорционально с прочим населением уезда;
10) магометане, как верные сыны России, имели бы все права и преимущества, предоставленные законом коренному населению русского государства».
Телеграмму подписали депутаты от собрания муллы С.Мустафин и Х.Сафиуллин, торговец Сиразеддинов.
После поражения революции 1905-1907 гг. национальное движение татарского народа, как и всеобщее освободительное движение в стране, переходит в новое качество. Политические, радикально-конфронтационные мотивы во многом заменяются умеренными, где на передний план выдвигаются уже не столько социальные, сколько реформаторские, эволюционные задачи, делается акцент на духовные, культурно-просветительные приоритеты. Иначе и быть не могло. С июня 1907 г. в России началась полоса разнузданной реакции, которая свела на нет практически все демократические завоевания народа, загнала в подполье все политические силы, которые так или иначе способствовали расшатыванию монархического строя.
Равиль АмИрханов
(Продолжение следует)
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»