news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Что за кадром? «Бибинур» как зеркало татарского кино

Татарстанская картина «Бибинур», представлявшая Россию в конкурсе Московского международного кинофестиваля и взявшая главный приз на недавнем Казанском международном фестивале мусульманского кино, снова заявила о себе. На прошедшем в конце сентября в Казахстане международном кинофестивале «Евразия» наша актриса Резеда Хадиуллина, сыгравшая Бибинур в молодости, удостоилась спецприза «Новое имя в кино»… Фильм увидели в Монреале, ждут в Германии, Франции и Америке… Однако говорить о том, что с «Бибинур» начнется расцвет татарстанского кино, нельзя. Увы, пока для этого нет никаких условий. И то, что «Бибинур» появилась на свет, скорее чудо, чем закономерность. 

Настоящий татарин - из Питера

- Я до сих пор не могу прийти в себя после того, как мы закончили работу над этой картиной, - призналась вашему корреспонденту продюсер и автор идеи фильма «Бибинур» Светлана Бухараева. - Очень тяжело шла работа над этим проектом. Постоянно возникали какие-то проблемы, которые приходилось преодолевать. Моя подруга - режиссер успокаивала меня, что раз мы встречаем столько сопротивления, значит, стоим на правильном пути. Значит, надо закончить картину во что бы то ни стало.

Так получилось, что история фильма «Бибинур» началась с успеха другой картины, продюсером которой также была Бухараева. Несколько лет назад драма «Куктау» («Небесная гора») режиссера Илдара Ягафарова собрала множество наград не только на российских кинофестивалях, но и за границей - в Германии, Чехии… После того как продюсер этого первого полнометражного фильма на татарском языке (впоследствии его перевели на русский) получила приз на «Кинотавре»-2005, в Минкульте РФ Светлане предложили заняться новым проектом. Тему для фильма она должна была найти сама.

- Мне хотелось сделать картину, которая бы не потерялась в общем контексте российского кино, - рассказывает Бухараева. - Начался поиск материала. Я перечитала очень много произведений татарских писателей и в конце концов нашла то, что искала. Наш фильм снят по мотивам повести Аяза Гилязова «В пятницу вечером».

После того как продюсеру пришла идея фильма, встал вопрос о режиссере. Не сумев найти его в Казани (кто-то был занят другими проектами, кому-то материал не понравился), Бухараева решила пригласить его из Питера.

- Мы познакомились с Юрием Фетингом на одном из фестивалей в Челябинске. И когда я искала режиссера, по телевизору как раз показали картину Фетинга «Рождественская мистерия» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Я решила позвонить ему. Он не отказал.

Взявшись за съемки фильма «из татарской жизни», питерец Юрий Фетинг подошел к делу со всей ответственностью - он много ездил по деревням Татарстана, читал книги татарских писателей, чтобы проникнуться национальным духом. В общем, пытался стать настоящим татарином. И, судя по фильму, у него это неплохо получилось.

Здесь вам не Голливуд

С учетом того, что бюджет фильма «Куктау», который вышел на экраны в 2004 году, составил всего около 6 миллионов рублей (за границей сильно удивлялись, как вообще можно что-то снять на такие деньги), на съемки «Бибинур» Минкульт РФ выделил «колоссальную» сумму - 15 миллионов рублей. Однако фильм с множеством сложнопостановочных решений сегодня и за такие деньги создать нельзя. 

- Мы обратились за помощью к республиканским властям, и нам сначала отказали. Но после того, как первый материал был отснят и стало понятно, что из этого может получиться настоящее серьезное кино, Татарстан поверил в этот проект, - рассказывает Бухараева.

В итоге на съемки «Бибинур» потратили 30 миллионов рублей. Половина была выделена из федерального бюджета, половина - из республиканского.

Однако деньгами проблемы не ограничивались. Дело в том, что в Татарстане нет технической базы для съемок игрового кино - ни павильонов, ни света, ни тележек для камер, ни специального транспорта… Технику приходилось арендовать в Санкт-Петербурге и Москве.

- Бытовые условия тоже были очень тяжелыми, - вспоминает Бухараева. - Алгаево в Мамадышском районе - это почти заброшенная, глухая деревня, до которой непросто добраться. Если пройдет дождь - дороги нет. Каждый день у нас ломались машины, очень много денег уходило на их ремонт. Съемочная группа жила в полуразрушенных домах. А когда стало холодать, условия стали и вовсе невыносимыми. Это счастье, что никто из съемочной группы не сбежал и не предпочел более комфортные условия для работы.

Есть награды, нет проката

Как выяснилось, трудности преследуют «Бибинур» и сейчас, после окончания съемок, несмотря на громкий успех фильма на различных фестивалях. Просто у киностудии «Сабантуй», которую возглавляет Бухараева, нет денег на то, чтобы организовать широкий прокат картины. Пока у фильма существует лишь одна копия, а их нужно как минимум 50. По словам Бухараевой, чтобы у «Бибинур» была нормальная прокатная история, необходимо дополнительно еще около 5 миллионов рублей. Вопрос - где их взять.

Вот и получается, что в кои-то веки появившийся на свет татарстанский фильм, покоривший зарубежных кинематографистов, для местного зрителя остается недоступным и незнакомым. Впрочем, продюсер верит, что «Бибинур» еще ждет успех у широкой публики.

- Наша картина не только о татарской деревне, не только о судьбе замечательной татарской женщины, но и о том, для чего и, главное, как мы проживаем свою жизнь на этой земле, - говорит Светлана. - Надеюсь, что наши мысли по этому поводу будут близки не только татарстанцам, но и жителям всей России, и других стран.

Несмотря на все трудности, Светлана Бухараева верит и в будущее татарского кино. Сейчас продюсер - в поисках идеи для нового фильма. Главная задача, чтобы он оказался не хуже «Бибинур».

Тимур КАМАЛОВ

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100