Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Цены на бензин на бирже бьют рекорды: что ждать автовладельцам Татарстана
Оптовые цены на бензин в России с начала года выросли почти на 20%, хотя в рознице рост цен остался в пределах инфляции. В Татарстане уровень цен на топливо сохраняется ниже, чем в среднем в Приволжском округе. Стоит ли ожидать повышения, выяснила корреспондент ИА «Татар-информ».
Стоимость топлива на бирже бьет рекорды
Цена бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжает обновлять исторические максимумы. В ходе торговой сессии 13 июля стоимость бензина выросла на 0,6% и на момент закрытия торгов составляла 56 тыс. рублей. Стоимость АИ-95 увеличилась за день на 0,2% — до 59,3 тыс. рублей, дизтоплива — на 0,1%, до 51,9 тыс. рублей.
По сравнению с декабрьскими индексами рост биржевых цен в июле достиг двузначных цифр. Стоимость АИ-92 за полгода увеличилась на 18%, АИ-95 — на 21%, дизельного топлива — на 16%.
Аналитики связывают увеличение стоимости с ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты.
Розничные цены не догнали инфляцию
Вместе с тем увеличение розничных цен на автозаправочных станциях в Татарстане складывается даже ниже инфляции. По данным Росстата, темп прироста цен на моторное топливо в июне в республике составил 6,8% при годовой инфляции на уровне 7,08%. В том числе бензин АИ-92 за год подорожал на 6,95%, АИ-95 — на 6,37%, дизтопливо — на 4,03%.
Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в ходе нефтяного саммита в Альметьевске отмечал, что темп роста цен на топливо на АЗС на уровне инфляции позволяет сдерживать демпферный механизм. Он позволяет изымать часть прибыли, которая образуется в сегменте добычи при высоких ценах, и возвращает ее в сегмент нефтепереработки для того, чтобы оптовая цена не повышалась.
«Потребитель видит цену на заправках. Цена на заправках растет темпами инфляции. Задача, которая ставится руководством страны, — чтобы была предсказуемая ситуация на заправках. С 2018 года, с того момента, когда был введен демпферный механизм, темпы роста цен — на уровне инфляции. Демпферный механизм на самом деле работает. И если бы не было демпфера, если бы сейчас его убрать, то в цене мы должны накинуть 10-12 рублей — это та цена, которая бы складывалась на основании полностью рыночных отношений», — сказал замминистра.
Вместе с тем Сорокин признал, что механизм не идеальный и продолжает донастраиваться. Недавно вступили в действие изменения в демпфирующий механизм, которые позволят существенно улучшить условия в нефтепереработке и сдерживать цены на бирже, отмечал замминистра.
Компромиссная цена для АЗС
В Татарстане еженедельный мониторинг цен ведет ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качество топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан». Согласно последней опубликованной информации от 6 июля, в республике цены на АИ-92 были в пределах 42,5-44,4 рубля за литр (максимальная цена в ПФО — 45,70 рубля за литр, средняя — 44,80 рубля за литр); бензин марки АИ-95 — 45,70-47,95 рубля за литр (максимальная цена в ПФО — 49 рублей, средняя — 48,31 рубля), дизельное топливо — 46,7-48 рублей за литр (максимальная цена в ПФО — 51,4 рубля за литр, средняя — 48,59 рубля литр).
Начальник ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» Роберт Гилязиев сообщил ИА «Татар-информ», что резкий рост оптовых и биржевых цен наблюдается с декабря прошлого года, а это влияет на розничную стоимость топлива.
По его словам, вопрос розничных цен рассматривается на заседании специальной рабочей группы, которая может рекомендовать их изменение. Группа также следит за тем, чтобы не происходило резкого роста цен в рознице. Для АЗС это не обязательное требование, они могут устанавливать цены и выше, однако, как отмечает Гилязиев, владельцы АЗС придерживаются рекомендаций.
Руководитель управления пояснил, что мониторинг от 6 июля показал, что в Татарстане цены являлись самыми низкими в ПФО. В управление обратились представители розничных сетей с просьбой рассмотреть возможность повышения цен. Заседание рабочей группы прошло 8 июля. «Цены у нас оказались самые низкие в округе, и мы посчитали возможным повышение цен в республике по 30 копеек на бензины, на 60 — на дизельное топливо. И в случае этого повышения (операторами, — Т-и) мы бы оказались на среднем уровне цен по Приволжскому федеральному округу», — сказал Гилязиев, добавив, что, как правило, розничные цены в республике не превышают среднего уровня в ПФО.
Гилязиев отметил, что субъекты нефтепродуктообеспечения зачастую настаивают на существенно большем увеличении цен. В частности, на последнем заседании заявлялось о необходимости увеличить стоимость АИ-92 на 2,1 рубля, АИ-95 на рубль. «Рабочая группа согласилась на повышение в пределах 30 копеек по бензинам и 60 — на дизельное топливо», — сказал он.
Руководитель управления также отметил, что цены на топливо находятся на контроле у руководства Татарстана, управление еженедельно докладывает о состоянии уровня цен.
РТС настаивает на введении экспортной пошлины
Российский топливный союз (РТС) 7 июля направил письмо Премьер-министру РФ Михаилу Мишустину «в связи с крайне тяжелой ситуацией, сложившейся с ценообразованием на рынке моторных топлив».
В письме, которое есть в распоряжении ИА «Татар-информ», отмечается, что на протяжении всего 2021 года операторы розничного топливного рынка вынуждены работать в условиях диспаритета оптовых и розничных цен, при котором оптовые цены практически сравниваются с розничными.
«Резкий рост оптовых цен, в разы превысивший уровень текущей инфляции, в условиях ограничении роста розничных цен индексом инфляции привел к длительному периоду работы розничных операторов в убыток, риску банкротства и закрытию независимых сетей», — отмечается в письме союза.
РТС предложил, в частности, увеличить поставки топлива на биржу — до 15% от производства бензинов и 10% — дизельного топлива. В союзе убеждены, что демпфер в существующем виде не компенсирует в полной мере разницу в ценах внутреннего рынка и экспортного паритета и, как это и происходит в настоящее время, рост экспортного паритета приводит к росту оптовых цен существенно выше уровня инфляции. РТС предложил Мишустину наиболее действенную, по мнению союза, меру — повышение экспортных пошлин.
Независимые операторы за паритет
Глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов отметил в беседе с ИА «Татар-информ», что рост цен на бирже положительно сказывается на прибыльности вертикально интегрированных компаний и крайне негативно отражается на независимых операторах, доля которых на рынке республики составляет около 40%. «Конечно, они (ВИНКи, — Т-и) должны зарабатывать. Рынок диктует, спрос есть», — отметил Сулейманов.
Рост цен, по его мнению, может быть связан с недостатком товара на бирже. «Для того чтобы насытить рынок, нужно большее количество нефтепродуктов на бирже», — сказал Сулейманов.
Он подчеркнул, что РТС неоднократно обращался и в Правительство, и в Министерство энергетики с просьбой решить этот вопрос. «Ситуация для независимых операторов очень тяжелая, очень плохая. Никогда такого не было: и так резко цены не росли, и такого диспаритета не было. Для нормальной работы заправки, для обеспечения всех ее расходов, в том числе налоговых, нужно порядка 5 рублей на литре (разница между себестоимостью товара и отпускной ценой, — Т-и), у нас сегодня 2 рубля. Для того чтобы нормально функционировать, причем «в ноль», я даже не говорю про развитие, создавать новые услуги и сервис — на это у нас просто нет средств, и нет возможности на сегодняшний день, и перспектив нет, к сожалению», — сказал Сулейманов.
По его данным, после заседания рабочей группы по мониторингу цен в республике розничные продавцы подняли стоимость топлива на рекомендованный уровень. «Как только принимается решение, мы поднимаем тут же. Потому что у нас на сегодняшний день тяжелая ситуация. Но мы никогда не настаиваем, никогда не настаивали, мы никогда не хотим — это наша принципиальная позиция, — мы никогда не хотим повышения розничных цен. На сегодняшний день есть диспаритет цен. Розничные цены регулируют в рамках инфляции, а оптовые никто не регулирует. Оптовая цена как росла, так и растет. На бирже топливо бьет рекорды, а в рознице растет в рамках инфляции. Нам нужен паритет цен, нам нужно, чтобы оптовые цены откатились вниз, вот чего мы добиваемся постоянно. Нужно создать условия для ведения нормального, цивилизованного бизнеса», — заключил глава ассоциации.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»