news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Цены на бензин на бирже бьют рекорды: что ждать автовладельцам Татарстана

Оптовые цены на бензин в России с начала года выросли почти на 20%, хотя в рознице рост цен остался в пределах инфляции. В Татарстане уровень цен на топливо сохраняется ниже, чем в среднем в Приволжском округе. Стоит ли ожидать повышения, выяснила корреспондент ИА «Татар-информ».

Цены на бензин на бирже бьют рекорды: что ждать автовладельцам Татарстана
Фото: Владимир Васильев

Стоимость топлива на бирже бьет рекорды

Цена бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжает обновлять исторические максимумы. В ходе торговой сессии 13 июля стоимость бензина выросла на 0,6% и на момент закрытия торгов составляла 56 тыс. рублей. Стоимость АИ-95 увеличилась за день на 0,2% — до 59,3 тыс. рублей, дизтоплива — на 0,1%, до 51,9 тыс. рублей.

По сравнению с декабрьскими индексами рост биржевых цен в июле достиг двузначных цифр. Стоимость АИ-92 за полгода увеличилась на 18%, АИ-95 — на 21%, дизельного топлива — на 16%.

Аналитики связывают увеличение стоимости с ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты.


Фото: Ильнар Тухбатов

Розничные цены не догнали инфляцию

Вместе с тем увеличение розничных цен на автозаправочных станциях в Татарстане складывается даже ниже инфляции. По данным Росстата, темп прироста цен на моторное топливо в июне в республике составил 6,8% при годовой инфляции на уровне 7,08%. В том числе бензин АИ-92 за год подорожал на 6,95%, АИ-95 — на 6,37%, дизтопливо — на 4,03%.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в ходе нефтяного саммита в Альметьевске отмечал, что темп роста цен на топливо на АЗС на уровне инфляции позволяет сдерживать демпферный механизм. Он позволяет изымать часть прибыли, которая образуется в сегменте добычи при высоких ценах, и возвращает ее в сегмент нефтепереработки для того, чтобы оптовая цена не повышалась.

«Потребитель видит цену на заправках. Цена на заправках растет темпами инфляции. Задача, которая ставится руководством страны, — чтобы была предсказуемая ситуация на заправках. С 2018 года, с того момента, когда был введен демпферный механизм, темпы роста цен — на уровне инфляции. Демпферный механизм на самом деле работает. И если бы не было демпфера, если бы сейчас его убрать, то в цене мы должны накинуть 10-12 рублей — это та цена, которая бы складывалась на основании полностью рыночных отношений», — сказал замминистра.


Фото: Владимир Васильев

Вместе с тем Сорокин признал, что механизм не идеальный и продолжает донастраиваться. Недавно вступили в действие изменения в демпфирующий механизм, которые позволят существенно улучшить условия в нефтепереработке и сдерживать цены на бирже, отмечал замминистра.

Компромиссная цена для АЗС

В Татарстане еженедельный мониторинг цен ведет ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качество топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан». Согласно последней опубликованной информации от 6 июля, в республике цены на АИ-92 были в пределах 42,5-44,4 рубля за литр (максимальная цена в ПФО — 45,70 рубля за литр, средняя — 44,80 рубля за литр); бензин марки АИ-95 — 45,70-47,95 рубля за литр (максимальная цена в ПФО — 49 рублей, средняя — 48,31 рубля), дизельное топливо — 46,7-48 рублей за литр (максимальная цена в ПФО — 51,4 рубля за литр, средняя — 48,59 рубля литр).

Начальник ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» Роберт Гилязиев сообщил ИА «Татар-информ», что резкий рост оптовых и биржевых цен наблюдается с декабря прошлого года, а это влияет на розничную стоимость топлива.  


Источник: prav.tatarstan.ru

По его словам, вопрос розничных цен рассматривается на заседании специальной рабочей группы, которая может рекомендовать их изменение. Группа также следит за тем, чтобы не происходило резкого роста цен в рознице. Для АЗС это не обязательное требование, они могут устанавливать цены и выше, однако, как отмечает Гилязиев, владельцы АЗС придерживаются рекомендаций.

Руководитель управления пояснил, что мониторинг от 6 июля показал, что в Татарстане цены являлись самыми низкими в ПФО. В управление обратились представители розничных сетей с просьбой рассмотреть возможность повышения цен. Заседание рабочей группы прошло 8 июля. «Цены у нас оказались самые низкие в округе, и мы посчитали возможным повышение цен в республике по 30 копеек на бензины, на 60 — на дизельное топливо. И в случае этого повышения (операторами, — Т-и) мы бы оказались на среднем уровне цен по Приволжскому федеральному округу», — сказал Гилязиев, добавив, что, как правило, розничные цены в республике не превышают среднего уровня в ПФО.

Гилязиев отметил, что субъекты нефтепродуктообеспечения зачастую настаивают на существенно большем увеличении цен. В частности, на последнем заседании заявлялось о необходимости увеличить стоимость АИ-92 на 2,1 рубля, АИ-95 на рубль. «Рабочая группа согласилась на повышение в пределах 30 копеек по бензинам и 60 — на дизельное топливо», — сказал он.

Руководитель управления также отметил, что цены на топливо находятся на контроле у руководства Татарстана, управление еженедельно докладывает о состоянии уровня цен.

РТС настаивает на введении экспортной пошлины

Российский топливный союз (РТС) 7 июля направил письмо Премьер-министру РФ Михаилу Мишустину «в связи с крайне тяжелой ситуацией, сложившейся с ценообразованием на рынке моторных топлив».

В письме, которое есть в распоряжении ИА «Татар-информ», отмечается, что на протяжении всего 2021 года операторы розничного топливного рынка вынуждены работать в условиях диспаритета оптовых и розничных цен, при котором оптовые цены практически сравниваются с розничными.


Фото: Ильнар Тухбатов

«Резкий рост оптовых цен, в разы превысивший уровень текущей инфляции, в условиях ограничении роста розничных цен индексом инфляции привел к длительному периоду работы розничных операторов в убыток, риску банкротства и закрытию независимых сетей», — отмечается в письме союза.

РТС предложил, в частности, увеличить поставки топлива на биржу — до 15% от производства бензинов и 10% — дизельного топлива. В союзе убеждены, что демпфер в существующем виде не компенсирует в полной мере разницу в ценах внутреннего рынка и экспортного паритета и, как это и происходит в настоящее время, рост экспортного паритета приводит к росту оптовых цен существенно выше уровня инфляции. РТС предложил Мишустину наиболее действенную, по мнению союза, меру — повышение экспортных пошлин.

Независимые операторы за паритет

Глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов отметил в беседе с ИА «Татар-информ», что рост цен на бирже положительно сказывается на прибыльности вертикально интегрированных компаний и крайне негативно отражается на независимых операторах, доля которых на рынке республики составляет около 40%. «Конечно, они (ВИНКи, — Т-и) должны зарабатывать. Рынок диктует, спрос есть», — отметил Сулейманов.

Рост цен, по его мнению, может быть связан с недостатком товара на бирже. «Для того чтобы насытить рынок, нужно большее количество нефтепродуктов на бирже», — сказал Сулейманов.


Источник: sntat.ru

Он подчеркнул, что РТС неоднократно обращался и в Правительство, и в Министерство энергетики с просьбой решить этот вопрос. «Ситуация для независимых операторов очень тяжелая, очень плохая. Никогда такого не было: и так резко цены не росли, и такого диспаритета не было. Для нормальной работы заправки, для обеспечения всех ее расходов, в том числе налоговых, нужно порядка 5 рублей на литре (разница между себестоимостью товара и отпускной ценой, — Т-и), у нас сегодня 2 рубля. Для того чтобы нормально функционировать, причем «в ноль», я даже не говорю про развитие, создавать новые услуги и сервис — на это у нас просто нет средств, и нет возможности на сегодняшний день, и перспектив нет, к сожалению», — сказал Сулейманов.   

По его данным, после заседания рабочей группы по мониторингу цен в республике розничные продавцы подняли стоимость топлива на рекомендованный уровень. «Как только принимается решение, мы поднимаем тут же. Потому что у нас на сегодняшний день тяжелая ситуация. Но мы никогда не настаиваем, никогда не настаивали, мы никогда не хотим — это наша принципиальная позиция, — мы никогда не хотим повышения розничных цен. На сегодняшний день есть диспаритет цен. Розничные цены регулируют в рамках инфляции, а оптовые никто не регулирует. Оптовая цена как росла, так и растет. На бирже топливо бьет рекорды, а в рознице растет в рамках инфляции. Нам нужен паритет цен, нам нужно, чтобы оптовые цены откатились вниз, вот чего мы добиваемся постоянно. Нужно создать условия для ведения нормального, цивилизованного бизнеса», — заключил глава ассоциации.

news_bot_970_100