news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Canon, Союз кинематографистов России и Фонд кино раздали награды на питчинге в Казани

Просмотрев 13 сценарных заявок на производство игровых и документальных фильмов, эксперты выбрали три проекта, предоставив им необходимые ресурсы.

Canon, Союз кинематографистов России и Фонд кино раздали награды на питчинге в Казани

(Казань, 31 марта, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). В зале Торгово-Промышленной палаты Татарстана прошло одно из самых ожидаемых событий V образовательного форума кинематографистов «Время кино», который в эти дни продолжается в Казани, – Всероссийский питчинг кинопроектов и публичная защита сценариев. Молодые режиссеры, сценаристы и продюсеры со всей России в течение четырех часов презентовали экспертам авторские киносценарии и уже готовые кинопроекты. Лучшие из конкурсантов получили финансовую, организационную и техническую поддержку от гуру отечественного кинорынка.

Отбор лучших «кинозаготовок» на форуме «Время кино» проводится как составная часть большого сетевого проекта «Всероссийский питчинг дебютантов», организуемый Молодежным центром Союза кинематографистов России при поддержке Фонда президентских грантов. Так что на время проведения питчинга в Казань съезжаются авторитетнейшие сценаристы и представители крупнейших продюсерских центров России для того, чтобы выбрать себе будущих протеже.

В этом году в экспертную группу вошел сценарист, написавший советский боевик «Волкодав», мюзикл «Стиляги» и биографическую драму «Поддубный» Юрий Коротков, продюсер лидера российского рынка – кинокомпании «Марс Медиа» Николай Ларионов, руководитель финансово-производственного отдела Фонда кино Вадим Потапов, представители компании-производителя видео- и фототехники Canon, экспертно-исследовательских организаций и татарстанской сферы кинопроизводства в том числе председатель Союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров. Возглавил группу исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин.

Нужно отметить, что казанский питчинг проходит уже во второй раз. Ровно год назад, в марте 2017 года, победительницей «киносмотра» на форуме «Время кино» стала молодой режиссер из Москвы Елена Рябцева. Девушка получила за свою идею 200 тысяч рублей призовых от корпорации «Русская Фильм Группа» на производство фильма. Забрав деньги, ровно через год она привезла на суд форума практически готовую социальную драму о духе нового поколения под названием «Юман», допремьерный показ которой прошел 29 марта.

Как рассказала директор «Время кино» Альбина Нафигова, на второй питчинг пришло больше 150 заявок из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Махачкалы, Екатеринбурга и Ставрополя. Из-за большого интереса к смотру было решено разделить заявки по трем направлениям: «Шорт» (лучший игровой короткометражный проект), «Док» (лучший документальный проект) и «Нон-стоп» (лучший игровой полнометражный или сериальный проект). Таким образом, число победителей питчинга в этом году также утроилось. После заочного отсева в шорт-лист вошло 13 киноработ, автор каждой из которых получил 15 минут экспертного времени на презентацию проекта.

 Ð¤Ð¸Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹ питчинг форума

Документальное кино: «закос» под BBC с Митей Бурмистровым, уральские краеведы и трансплантация легких

В короткий список питчинга попало три документальные ленты. Открыл череду презентаций казанский сценарист Тимур Садыков с фильмом «Частота 843 или Карта звука и тишины». Документалка, рассчитанная на 75 минут, по задумке автора должна стать своего рода исследованием звука как одного из главных элементов жизни современного мегаполиса. Подобные проекты, как отметил Тимур Садыков, можно встретить у британской компании BBC. В качестве проводников в мир звуков команде проекта уже удалось привлечь Митю Бурмистрова, Софию Губайдулину и Александра Сладковского. Герои фильма будут исследовать мегаполис в поиске особой звуковой и музыкальной идентичности. Для убедительности сценарист показал минутную нарезку уже готовых кадров – звон колокола, кофемашина, визг сигнализации и ария контрабаса. Однако у экспертов возникли вопросы относительно степени оригинальности этой идеи, ведь нечто подобное совсем недавно снимали в Тюмени. Кроме того, многие коллеги Якунина выразили сомнение в том, что подобный проект без четкой сюжетной линии сможет удержать внимание зрителя на целых 75 минут и предложили автору подумать над хронометражем и сценарием фильма.

Несколько смазанным получилось выступление писателя Ольги Дудиной из Екатеринбурга, которая совместно со Свердловским краеведческим музеем задумала снять 40-минутный фильм об основании Уральского общества любителей естествознания – УОЛЕ, которое положило начало изучению истории родного края в регионе. После непродолжительной дискуссии с экспертами сценарист согласилась с тем, что проект УОЛЕ скорее похож на телевизионный исторический репортаж, нежели полноценный фильм и вряд ли может конкурировать с другими заявками питчинга. Сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов России Филипп Абрютин тем не менее обещал показать сценарную заявку Ольги Дудиной представителям телеканала «Культура».

Победа в номинации «Док» досталась третьему выступающему – команде казанского документального проекта о людях, переживших трансплантацию легких, «Второе дыхание». Часовая лента с заявленным бюджетов в 2 млн 800 тысяч рублей создается по инициативе благотворительного фонда «Кислород», который оказывает помощь людям с редким генетическим заболеванием – муковисцидоз.

«Представьте: лето, Алтайские горы. Туристическая группа преодолевает маршрут, рассчитанный на пять дней пути. На первый взгляд люди в группе – обычные походники, но год назад большинство из них не могло пройти и 100 метров без одышки или вовсе были привязаны к кислородному аппарату. Теперь у них новые легкие, полученные от донора. В туристической группе семь человек, но в фильме три основных героя – Вова, Денис и Оксана. Вове 26, в 14 ему диагностировали муковисцидоз, лечение не помогло и, когда даже врачи ничего не смогли сделать, он готовился умереть, но в этот момент появилась Яна. Уже восемь лет они вместе, год назад ему сделали операцию, и теперь он хочет создать семью. Еще один герой – Денис – человек, родившийся в рабочем районе Омска, с судимостью и серьезной героиновой зависимостью в прошлом, таким в России по закону органы не трансплантируют, но своим обаянием он этого добивается. Когда в 28 лет он узнал о диагнозе, он фактически не мог ходить, сейчас он начинает новую жизнь. Все герои – это люди разного возраста, с очень разной судьбой и противоречивыми характерами. В походе все они изучают новые возможности своего организма, проверяя его на прочность, а зритель узнает, что такое жизнь до трансплантации, и что ждет человека после», – рассказала сценарист картины Анна Ефимова.

У проекта «Второе дыхание», как отметили эксперты, оказалась очень серьезная база: готов сценарий, план съемок и набрана довольно профессиональная команда. Сама Анна – выпускница факультета журналистики МГУ, участница основной программы Роттердамского кинофестиваля. Режиссером ленты выступает Мария Барсукова, дипломная работа которой не так давно вошла в основную программу «Кинотавра», а оператором – ученик Клебанова, выпускник кинооператорского факультета ВГИКа Максим Смирнов. Более того, продюсеры проекта уже успели заручиться поддержкой таких влиятельных информационных платформ, как «Сноб», «Афиша», «Такие дела» и The Village.

По решению экспертов команда социального проекта получит в пользование от компании Canon камеру Cinema EOS C 200 и набор оптического оборудования. Фонд биографических интервью AYARIS вручил Анне Ефимовой сертификат на 60 тысяч рублей на производство фильма, а Дмитрий Якунин пригласил съемочную группу на консультацию в Москву, пообещав помочь с подачей заявки на грантовую программу Министерства культуры России, оговорившись, что грант сможет покрыть весь бюджет ленты.

Финальный питчинг форума

 Игровые короткометражки: тюменский триллер, роковая неявка и кризис среднего возраста

В шорт-лист казанского смотра изначально прошло пять сценарных заявок, однако Александр Реуцкий из Санкт-Петербурга не пришел на питчинг, а потому решением экспертного совета его проект «Дерево» был снят с конкурса. Первый же презентованный в игровом жанре фильм и стал победителем номинации «Шорт». Семейная комедия о взрослении 7-летнего Костика «Горшок» татарстанского сценариста Дмитрия Николаева хоть и вызвала много вопросов, покорила экспертов питчинга.

«Это семейное кино, скорее детская комедия, – отметил сценарист, рассказывая экспертам о будущем фильме. – На выходные первоклашка Костик приезжает в деревню к тете. Вместе с братом Олежкой он играет во дворе, дети целый день предоставлены сами себе. Игры приводят к тому, что у Костика на голове застревает тяжелый чугунный горшок, снять его своими силами у ребят не получается, как и у взрослых, которые готовятся к празднованию дня рождения дяди Костика. Праздник приходится отменить, все вместе на моторной лодке дружная компания уезжает в отделение МЧС в ближайший райцентр. Но волей случая лодку уносит вниз по течению реки в глухую деревню Спиридоновка. Там Костику предстоит пережить приключение, преодолеть свои страхи и открыть окружающий мир. Домой он вернется уже повзрослевшим и готовым самостоятельно помогать другим».

Дмитрий Николаев рассказал, что в команде проекта — исключительно профессионалы, причем готовые работать бесплатно, на голом энтузиазме. Именно поэтому заявленный бюджет 20-минутного фильма составил всего 500 тысяч рублей. Уже дали согласие на работу режиссер Денис Курлаев и, как оказалось, известная многим экспертам выпускница мастерской Юсова ВГИКа Наталия Макарова с собственной операторской группой. Уже выбраны локации для съемок фильма. Основной проблемой для команды Николаева оказалось оборудование, во время презентации сценарист подчеркнул, что рассчитывает получить в итоге максимально реалистичное изображение, а для этого ему необходима камера высокой светочувствительности. Экспертная комиссия присудила проекту спецприз от компании Canon: безвозмездное использование нужной аппаратуры. Во время «защиты» Дмитрия Николаева Юрий Коротков несколько раз отметил несовершенство сюжетной линии. Дмитрий Якунин от имени МЦ Союза кинематографистов России пообещал проекту поддержку, продвижение и помощь в «реализации сметы».

Номинацию «Шорт» в этом году определенно можно назвать самой конкурентной из всех, представленных на питчинге. Еще три сильные заявки были по разным причинам отсеяны экспертами, основной претензией ко всем исключенным работам стали серьезные недоработки сюжетной линии. Студентам Казанского института культуры удалось удивить Ильдара Ягафарова презентацией уже практически отснятого фильма «Рабочий момент». Кинолента об обычном ребенке, неожиданно попадающем во взрослый мир кинематографа, была отснята всего за 40 тысяч рублей силами простых студентов, при том без участия и вне ведения Союза кинематографистов Татарстана или же Минкульта. На питчинге сценарист Влада Васильева заявила о недостающей для завершения картины сумме – 217 тысяч на постпродакшн, а именно – оплаты услуг агентства по фестивальной раскрутке.

Однако эксперты не согласились с девушкой, настояв на том, что заявки на фестивали можно, даже нужно и весьма полезно заполнять самостоятельно. В завершение ко всему Юрий Коротков указал на отсутствие как таковой драмы, действия в сюжете, но с сожалением признал, что что-либо менять в работе уже поздно. Уступили победу в этот раз триллер с неожиданной развязкой «Падение» сценариста из Тюмени Шамиля Агаева и комедия о кризисе среднего возраста «Бла-бла-бла, или Личное дело Николая» москвича Игоря Белошевского.

 Ð¤Ð¸Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹ питчинг форума

Полный метр: «горьковская» Казань и голод в Поволжье от создателей зомби-апокалипсиса

Как ни странно, сложилось впечатление, что самые проработанные и серьезные заявки на казанский питчинг представляли именно в коротком метре и документальном кино. Многие заявки в номинации «Нон-стоп» представляли собой в основном любительское кино или недописанные наброски.

«Засилие любительщины» в региональном кино – больная тема эксперта питчинга Ильдара Ягафарова. Поэтому, как показалось корреспонденту агентства, с особой «болью» он слушал презентацию казанской команды Алины Кузьминой, представляющей свой новый фильм о голоде в Поволжье в первой половине 20 века – психологический триллер «Кахесия» (кахексия – медицинский термин, истощение – прим. Т-и) . Годом ранее эта же команда представила казанскому зрителю первый татарстанский хоррор под названием «Вирион». В игровую полнометражку сценаристы впихнули тему зомби-апокалипсиса, орруэловские антиутопические идеи и даже куски голливудских блокбастеров, рассказывающие о «вакцине от эмоций». Перебивчивый сюжет фильма в течение почти двух часов демонстрировал оборванные сюжетные линии и дилетантскую игру актеров.

В этот раз ребята задумали снять историю о студентах, которые в качестве эксперимента добровольно соглашаются на недельную голодовку в замкнутом пространстве в духе Стенфордского тюремного эксперимента Филлипа Зимбардо. Акт голодовки, по замыслу преподавателя, должен помочь студентам понять, что чувствовали люди во время поволжского голода. Эксперимент затягивается, а подопытные не могут покинуть запертый профессором бункер, от голода они погружаются в бессознательное состояние и начинают бредить. В реалистичных снах студенты будто бы оказываются в 1920 году в небольшой поволжской деревушке, охваченной голодом. Многие эксперты сошлись во мнении, что превращать человеческую трагедию и печальный исторический факт в «ужастик ради развлекухи» – не самая лучшая идея.

Интересную и долго обсуждаемую экспертами заявку представил казанский режиссер Ильшат Рахимбай. Ранее известный в Казани создатель короткого метра впервые замахнулся на полнометражную игровую картину, написав сценарий по мотивам рассказа татарского писателя Галимджана Ибрагимова «Алмачуар». Ильшат Рахимбай работает с уже давно сплотившейся командой: в качестве оператора в проект приглашен Тимур Ганеев, а музыкальным оформлением картины занимается Эльмир Низамов. Актерские кастинги уже стартовали, определено место съемок. По словам режиссера, у него уже есть предварительные договоренности с иностранными прокатчиками. Заявленный бюджет фильма – 15 млн рублей. Во время обсуждения проекта экспертов насторожил сложный сюжет «Алмачуар» и трудности, которые непременно возникнут у Рахимбая во время съемок. Например, в сценарии присутствует сцена, где главный герой, 12-летний Закир, нагишом скачет на лошади, этот фрагмент очень ценен для режиссера, однако объяснить техническое исполнение ребенком трюка Рахимбай не смог.

В номинации полнометражного кино питчинговалась также креативная группа из Уфы с проектом псевдодокументального вэб-сериала о новых способах заработка «Содовая долина», а также творческий тандем Михаила Сотникова и Константина Тупицына из Перми, с уже отснятой исторической драмой с элементами комедии и мистики «Икотка». Претендентов подвела все та же пресловутая сценарная проблема – тупиковые сюжетные линии и недоработки, которые выделила эксперт питчинга, сценарист и руководитель проекта Dramakit Наталья Ворошилова.

Бесспорным победителем питчинга в номинации «Нон-стоп» стал кинопроект студентки Казанского института культуры Оксаны Синчуговой, которая в течение последних лет отчаянно штурмует режиссерский фактультет ВГИКа и российские кинофестивали самого разного уровня. К слову, последние штурмует небезуспешно, работы девушки уже давно заметил председатель экспертной комиссии питчинга Дмитрий Якунин. Молодой режиссер представила оригинальный сценарий «Леша, который хотел стать Горьким» с «производственной» стоимостью в 2 млн рублей.

«По сюжету начинающий актер получил роль Максима Горького в большом кино. Для того, чтобы подготовиться к роли, режиссер отправляет его в Казань,  потому что писатель прожил здесь самые тяжелые годы. Но режиссер не знает о том, что у героя есть своя история, связанная с Казанью – серьезный семейный конфликт. Наш актер сам родом из Казани. Его родители были против увлечения сына актерской профессией, поэтому, уходя из дома, он оборвал все связи с семьей. Вернувшись в родной город, он изучает биографию Горького и пытается найти современных прототипов окружения писателя. В развязке мы пришли к выводу о том, что нашему герою необходимо разрешить внутренний конфликт, противоречия с семьей, тогда ему дастся эта роль», – рассказала режиссер.
Основная команда проекта полностью утверждена. В качестве консультанта сценариста Оксана рассчитывает привлечь казанского писателя Дениса Осокина, известного в России как автора сценария «Овсянок» Алексея Федорченко. Определилась она и с актером на главную роль: выбор режиссера пал на выпускника ВГИКа Арсения Бехтерева.

«Наша история базируется на трех основных рядах. Первое – мы хотим создать уникальный художественный образ Казани, который еще не был вино. Город в нашем фильме станет не просто декорацией, а уникальной действующей силой, – объяснила Синчугова. – Мы хотим рассказать историю Максима Горького, его 4 года в Казани, но не делать историческую реконструкцию, а действовать опосредованно, через восприятие молодого актера. Ну и раскрыть актерство, актерство как способ мышления. Мы поняли, что существует огромное количество историй, в которых спортсмены добиваются успеха, научные деятели, а признание творческого человека мало раскрыто. Этот тяжелейший путь освоения роли мы бы хотели показать».

Сценарий «казанского Горького» члены коллегии сочли попаданием в яблочко, ведь в последнее время даже в массовом прокате выстрелило сразу несколько историй о классиках литературы. Раскрытие образа родного города, экранизация его живой истории – именно то, что хочет видеть зритель в региональном кино, сошлись во мнении эксперты, отдав главную награду и пообещав финансовую помощь проекту Оксаны Синчуговой.

Финальный питчинг форума

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100