Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Авзал ХАЙРУТДИНОВ: «До сих пор не решен вопрос увековечения памяти Александра Ключарева в Казани»
Авзал ХАЙРУТДИНОВ: «До сих пор не решен вопрос увековечения памяти Александра Ключарева в Казани»
19 февраля исполняется 100 лет со дня рождения татарского композитора, фольклориста, музыковеда Александра Ключарева. Этому событию была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся вчера в агентстве «Татар-информ». В ней приняли участие деятели искусства, которые хорошо знали известного композитора: профессор Казанской государственной консерватории Авзал Хайрутдинов, музыковед Махмут Нигматзянов, народный артист РТ Рафаэль Ильясов, заслуженный деятель искусств РТ Филюса Арсланова, сын композитора Эмиль Ключарев. Вел беседу журналист Сулейман Назмиев.
Александр Ключарев родился 19 февраля 1906 года в Казани. Он учился в Оренбургской музыкальной школе, а в 1923 году поступил в Казанский музыкальный техникум. Увлекшись музыкальным наследием татарского народа, молодой человек изучает татарский язык, народные песни и предания. По воспоминаниям коллег по работе, Александр знал язык даже лучше многих татар. С 1968 года по 1970 год он работал художественным руководителем Ансамбля песни и танца ТАССР. Основные сочинения композитора: опера «Наемщик» (1961 год, на основе музыки С.Сайдашева), балет «Горная быль», симфония «Волжская». Он создал множество инструментальных произведений, песен, музыку к драматическим спектаклям. Александр Ключарев был собирателем татарского музыкального фольклора, он является автором нескольких сборников народных песен.
Каким Вам запомнился известный композитор Александр Ключарев, заслуживший признание и любовь народа?
А.Х.: Александр Ключарев - большой мастер. Композиторов много, а вот мастеров не так много. Он завидно одаренный человек, я думаю, в этом спора нет. В мою задачу не входит рассказать о его творчестве, делать глубокий анализ, для этого есть специалисты. Я хочу остановиться на тех случаях, когда я с ним общался, между прочим, таких людей все меньше, почти 40 лет прошло после его кончины. Первое впечатление об Александре Сергеевиче у меня еще с довоенных лет - тогда я учился в музыкальном училище. 1939-1940 годы шла подготовка к татарской декаде в Москве. По данному случаю у нас был создан оркестр народных инструментов. Туда был зачислен и я. Как-то раз, это было в Доме ученых, тогда там размещалось здание филармонии, после короткой репетиции нас распустили и стали готовить сцену для чего-то другого. На сцену выкатили рояль, за которым оказался очень красивый, молодой человек в светлом костюме, брюнет и не играл, он ждал. Оказалось, что сейчас будут прослушивать вокалистов, победителей конкурса. Это происходило в рабочей обстановке. Члены жюри слушали и делали заметки. Что меня удивило, каждый из вокалистов подходил и советовался с пианистом что петь. В основном, это были народные песни. Мне объяснили, что за роялем композитор Александр Ключарев, который, что бы ни исполнялось, тут же улавливал тональность, иногда играл вступления так, словно готовился заранее. Нас это очень удивило. Мы слушали до перерыва, после чего ушли, потрясенные игрой. Следующие встречи происходили уже после войны, в консерватории, куда я поступил. Однажды был конкурс на лучшие песни к 40-летию республики. Я был в составе жюри. Песни, которые авторы принесли на конкурс, были без подписи автора, они были анонимные. Вокалисты их исполнили. После тщательного обсуждения мы отобрали три самые лучшие песни. И еще три, которые должны были получить поощрительные грамоты. Наступил момент, когда нужно было открывать конверты с именами победителей и тут выяснилось, что все три лучшие песни принадлежали Ключареву. Мы сначала были огорчены, нам казалось несправедливым награждать одного композитора, но после споров, решили, что все три песни, которые были очень разные, достойны награды.
В завершении хочу сказать, что, к сожалению, до сего времени не решен вопрос увековечения памяти этого большого мастера. Русский человек, он бы мог служить своему народу, и, я уверен, нашел бы там достойное место, но он полюбил нашу культуру. Все учатся на его первых двух сборниках, как надо записывать татарский фольклор. Но не только фольклор. Почти во всех жанрах он сказал свое веское слово. Он написал только одну симфонию, зато такую, которая будет жить в веках. А песни - они всегда звучали в народе. К сожалению, его память сейчас не отмечена ничем. Его мало исполняют, молодежь мало о нем знает. Но народ его любит, люди бы оценили и одобрили, если бы его память была увековечена. Ни одна из казанских улиц не носит его имя. Мне кажется, Ключарев достоин памятника. Его вклад в музыкальную культуру неоценим.
С какой стороны Вы, известный музыковед Махмут Нигматзянов, открыли для себя композитора Александра Ключарева? Известно, что занимались исследованием его творчества.
М.Н.: Об Александре Ключареве я бы мог прочитать целый цикл лекций о его творчестве и жизни. Его близкий друг Муса Джалиль после концерта Ключарева написал: «Мы можем от этого молодого таланта ждать большого вклада в татарскую, советскую музыку…» (1933 год, газета «Коммунист»). Ключарев отличается от остальных, ведь он композитор-музыкант. В его квартире стоял черный рояль, им было создано много произведений, многие из которых были утеряны. Дело в том, что в 1952 году немало татарских произведений были сожжены.
У меня даже есть документ - акт о сожжении, где, согласно приказу, были уничтожены музыкальные произведения. Подписи под этим документом поставили Синицын и Хайруллина. У татар никогда не было хора, именно Ключарев ввел это в нашу культуру.
Эмиль Александрович, расскажите, пожалуйста, о том, как создавался фильм под названием «Мой отец – Александр Ключарев».
Э.К.: Так случилось, что на родном телевидении создать этот фильм мне не удалось. Но я не унывал и копил материалы. При случае всегда старался взять интервью, поговорить об отце с деятелями культуры, искусства. Многое вошло в фильм. Он не зря называется «Мой отец – Александр Ключарев», так как я хотел, чтобы о нем рассказал не столько я, сколько люди знающие и помнящие его. Так и случилось.
Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы увековечить его память?
Э.К.: Десять лет тому назад было принято постановление Кабинета Министров РТ о том, чтобы назвать одну из казанских улиц именем Ключарева. До сих пор ничего не сдвинулось с места, не издана симфония отца. Я считаю, многие присоединятся ко мне, что неплохо бы присвоить имя Ключарева Ансамблю песни и танца РТ. Ведь до сих пор ансамбль не может жить без его произведений.
Рафаэль эфенди, Вы тесно были связаны по работе с Александром Сергеевичем.
Р.И.: Ключарев, действительно, феномен в татарской музыке, но до сих пор не написано ни одной диссертации о нем. Многие казанские композиторы учились именно у него. Он часто бывал в нашей редакции, куда приходил со своими произведениями, тут же играл их на инструменте, после чего мы не могли не взять эти работы, настолько большое впечатление они на нас производили. Я поддерживаю идею установки памятника Александру Сергеевичу в Казани. Пока музыка композитора живет, его имя не забудут. Татарский народ благодарен Александру Ключареву за его творчество.
Материал подготовлен Люцией КАМАЛОВОЙ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»