news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

ASG завершает в Казани реставрацию дома усадьбы Урванцова и тайного советника Осокина

В памятнике архитектуры XIX века закончены облицовочные работы, проведены отопительные, электрические и вентиляционные сети.

ASG завершает в Казани реставрацию дома усадьбы Урванцова и тайного советника Осокина

(Казань, 18 апреля, «Татар-информ», Оксана Романова). На объекте культурного наследия РТ, жилом доме XIX века, являвшегося некогда флигелем усадьбы купцов Урванцовых, а позднее домом ректора Казанского университета и тайного советника Евграфа Осокина, инвестиционная группа компаний ASG завершает работы по реставрации и приспособлению здания к новой функции. В преддверии Международного дня охраны памятников и исторических мест, который отмечается 18 апреля, архитектор проекта Альбина Хайруллина провела для «Татар-информ» экскурсию по историческому объекту.

Угловой двухэтажный кирпичный особняк с антресолями (верхний полуэтаж — прим. Т-и) находится на пересечении улиц Большая Красная и Миславского — прямо напротив Богородицкого монастыря, где была обретена в XVII веке Казанская икона Божьей Матери и сейчас воссоздается одноименный собор.

Здание, построенное в промежутке между 1814 и 1828 годами, некогда входило в большую усадьбу купца Никифора Урванцова, торговавшего тканями в Гостином дворе. В середине XIX века дом перешел к ученому в области политической экономии, истории права и финансов, писателю и общественному деятелю, профессору, декану юридического факультета, а затем и ректору Казанского Императорского университета, тайному советнику Евграфу Осокину. Тогда же у него появился пристрой, выполненный по проекту архитектора Владимира Бечко-Друзина. Автор первоначального проекта дома неизвестен — найти его имя в архивах не удалось. По ряду критериев современные архитекторы предполагают, что это мог быть Фома Петонди.

В советское время здание было перепланировано на множество небольших комнат по принципу коммунального жилья. Как заметила Альбина Хайруллина, еще в 2012 году, когда архитекторы впервые пришли сюда делать замеры, в нескольких квартирах еще ютились жильцы.

Усадьба Урванцовых (главный дом на Карла Маркса, 11 и флигель на Большой Красной, 16) входит в число 26 исторических объектов в центре Казани, переданных ASG для реставрации в преддверии Универсиады 2013 года по соглашению частно-государственного партнерства. К слову, флигель усадьбы был передан инвестору одним из последних объектов. Весь проект получил название «500 дней»: но к спортивному мероприятию тогда на большинстве объектов были выполнены лишь работы по косметическому восстановлению фасадов. Второго этапа, непосредственно реконструкции, здания дожидались еще 4 года. Старт второй очереди восстановительных работ наконец был объявлен ASG 5 мая 2017 года.

«Год назад мы начали второй этап восстановления объектов культурного наследия. В процессе этого этапа несколько изменилась концепция — мы решили увеличить число домов и доводить их до предчистовой отделки. Один из домов, где уже проведен наибольший объем работ, — жилой дом XIX века усадьбы Урванцовых», — сообщила пресс-секретарь ASG Светлана Бородина.

Со стороны улицы сейчас здание оштукатурено в голубой цвет. Со двора на большей его части оставлена кирпичная кладка без облицовки и штукатурки. По словам Альбины Хайруллиной, так архитекторы разграничили первоначально построенную часть (голубую) и более поздний пристрой (кирпичная кладка). В таком облике объект и будет в дальнейшем сдаваться в аренду.

«Более того, когда дом к нам поступил, считалось, что на нем были следы от обстрелов. Первоначально их даже прописали в проекте предмета охраны. Предположительно, они находятся с главного фасада, так как обстрел мог быть только со стороны Кремля и улиц. Но потом эти следы обстрелов исключили из предмета охраны, потому что не было уточнено, в каком месте они были, сколько их. Мы видели местами выбоины, но не могли их датировать конкретно. А небольшие сколы легко было бы спутать с обветшанием кирпичной кладки», — рассказала собеседница.

Она также обратила внимание, что на стенах, где архитекторы оставили открытой кирпичную кладку, много закладок и замазанных участков. В этих участках либо выпадал кирпич, либо старый и рыхлый точечно вынимали и заменяли другим, но также историческим, только более сохранившимся и также на известковом растворе. 

«Сейчас это читается достаточно четко, потому что сегодня мы не строим на чисто известковом растворе, добавляем немного цементного раствора. Раствор между швами сероватый — видно, где новая часть, а где старая. Такой принцип сигнации (признаки, позволяющие подчеркнуть вносимые изменения и подлинность — прим. Т-и) в целом характерен для памятников. Мы должны как зрители видеть, что есть подлинное, а что предмет реставрации. Все фасады останутся в том виде, как мы их сейчас видим. Правда, еще немного от белесых налетов очистим кирпичи», — объяснила Альбина Хайруллина.

На первом этапе реставрации были открыты все позднее заложенные окна. Было таковое, например, со стороны Большой Красной. А вот историческую лестницу сохранить не удалось — она была деревянная и не являлась предметом охраны, согласно новым требованиям пожарной безопасности, ее заменили на бетонную.

В одном из помещений второго этажа оставили неоштукатуренным область окна, которое было заложено после возведения пристроя и организации с внешней стороны дома террасы. В таком состоянии этот зондаж останется в интерьере после завершения всех работ на объекте — также для демонстрации исторической ценности здания. 

«Мы сейчас во многих своих проектах пишем неоштукатуренные или возможность не оштукатуривать внутренние помещения здания. Это связано с тем, что сейчас наконец-то люди стали ценить этот исторический кирпич. Во многих заведениях его специально очищают, убирают штукатурный слой. Это сейчас модно, вполне вписывается в интерьер», — пояснила Хайруллина.

К слову, на террасе запроектированы красивые металлические кованые ограждения, навесы и столбики. Печи в здании некогда тоже были, однако к ХХ веку они уже были переложены несколько раз и не представляли исторической и эстетической ценности, поэтому восстанавливать их не стали.

В целом отделка здания скорее современная, но, помимо фасадов, воспроизведены, например, исторические окна (вставлены новые деревянные) и сохранена технология их обустройства. 

«Когда не было монтажной пены, а только войлок, и строительные технологии были другие. Ведь очень сильно дуло, а отапливать было тяжело. Строители специально выстраивали оконные четверти (проемы — прим. Т-и) — не под прямым углом, а с расширением сторон внутрь помещения. Внешние летние рамы открывались наружу. А во вторую часть вставали зимние рамы, как еще до сих пор делают в деревне. Они были без форточек, их просто вставляли, а летом снимали. За счет такой кирпичной расширенной кнутри четверти исключались сквозняки. Эта строительная технология тоже несет свою историю и очень важна. Для нас это достижение, что мы зачастую можем договориться с собственником здания оставлять эти исторические четверти и ставить двойные окна, хотя это очень дорого по сравнению с тем, что поставить один единственный стеклопакет, сбив эти четверти. Конечно, они доставляют некоторые неудобства, но это история», — разъяснила архитектор.

В здании уже установлены радиаторы, проведены трубы, но отопление еще не запущено. Подведено электричество и вентиляция. В зимний сезон здесь установили вторую нитку окон с надеждой, что к следующему зимнему сезону здание будет полностью функционировать. 

«Хотя Алмаз Рашитович (Алмаз Давлетшин, заместитель генерального директора управляющей компании ASG — прим. Т-и) говорит, что весь 2018 год уйдет на подключение коммуникаций, потому что город перегружен и нас ставят в очередь на 2020 год...», — обронила Альбина Хайруллина.

По ее словам, все здания ASG готовятся под аренду. Скорее всего в доме на Большой Красной, 16 будет реализована некая общественная функция, так как напротив монастырь и совсем недалеко Казанский Кремль.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100