news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Арсен САВВА: «В Татарстане с пониманием относятся к проблемам маленьких общин»

Накануне съезда народов Татарстана руководитель общественной организации ассирийцев РТ Арсен Савва рассказал корреспонденту агентства «Татар-информ» о традиционном промысле народа в Казани, чудотворности ассирийского святого Мар-Зайя, идее построить в столице Татарстана часовню Ассирийской Церкви Востока и о многом другом.

Арсен Владимирович, расскажите, пожалуйста, об истории своего народа?
А.С.:
Ассирийцы жили на территории древней Месопотамии. Ныне там расположены Ирак, Сирия и Иран. Именно там существовало древнее Ассирийское царство 2,5 – 3 тыс. лет назад. По мнению ученых, Ассирия является колыбелью человеческой цивилизации. Это один из немногих сохранившихся библейских народов.

Когда ассирийцы появились в России, в частности, Казани?
А.С.:
Ассирийцы появляются в России в начале XVIII века, а в Казань первые семьи попали в начале прошлого века в 1918 году. Они были необразованные, не знали русского языка. Для того, чтобы у них были средства к существованию, указом Михаила Калинина им были выданы сапожные щетки. Это становится основным промыслом народа в северных регионах страны. На юге помимо этого занимались земледелием и изготовлением сладостей. Стоит заметить, что в Казани чистка и ремонт обуви остаются промыслом ассирийцев по настоящее время.

Сколько в Татарстане, России и мире проживает представителей вашего народа?
А.С.:
В Татарстане - мы одна из самых небольших общин, в Казани проживает 146 ассирийцев, еще 12 человек - за пределами столицы республики. По данным последней переписи, в России насчитывается около 14,5 тыс. ассирийцев, в странах ближнего зарубежья проживает около 10 тыс. человек. Мировую численность народа называют разную: от 1 до 4 млн. человек.

Когда в Татарстане стала зарождаться общественная организация ассирийцев?
А.С.:
Наша община всегда жила очень плотно и в советские годы. Общий промысел сплачивал людей. Это был некий цеховой механизм существования. Воспитание молодежи и популяризация культуры стали основными идеями, ради которых мы в сентябре 1997 года объединились в республиканскую общественную организацию. В этом году нам исполнилось 10 лет. Вся община собралась для того, чтобы отметить это значимое событие.

Что удалось реализовать за это время?
А.С.:
На наш взгляд, в Татарстане были созданы наиболее оптимальные условия для того, чтобы маленькая община могла бы развить свой потенциал. Это десятилетие можно назвать временем расцвета ассирийцев в Татарстане, за годы существования организации нам удалось реализовать ряд крупных проектов. Во-первых, в январе 1997 года вышел первый номер ежеквартального бюллетеня «Бара» («Свет»). Его основной целью было просвещение ассирийцев об их собственной истории и культуре, ведь многие наши современники ее не знали. Вначале его бесплатно распространяли по республике, а затем он стал уходить и в другие регионы России. В 2002 году наш бюллетень превратился в полноценный российский журнал.

Во-вторых, в 1997 году мы создали отделение в воскресной школе, где стали обучать детей родному языку. В-третьих, в 2000 году мы открыли первый в России сайт ассирийцев (www.assyria.narod.ru). Сегодня он является центральным ассирийским интернет-ресурсом России. В-четвертых, мы создали фольклорный хореографический ансамбль. Сначала он назывался «Светлячки». Сейчас наши дети подросли, и название сменилось на «Хадьюрта» («Радость»). Наш ансамбль принимает участие во всех мероприятиях, которые проводятся в Казани и Татарстане.

Ну и, наконец, в марте 2002 года в Казани проходил «круглый стол» на тему «Духовное и культурное развитие ассирийцев на постсоветском пространстве». К нам съехались делегации со всей России, а также представители ближнего и дальнего зарубежья.

Стоит заметить, что за период с 1998 по 2002 годы наша организация была признана самой эффективной в мире. Ведь таких глобальных проектов не осуществляла ни одна организация.

Как часто члены общины собираются вместе?
А.С.:
Мы живем как одна семья и видимся очень часто. Нет человека, которого бы я в течение месяца не видел. У нас очень много мероприятий проводится в доме Дружбы народов, на природе, иногда снимаем помещения. Мы вместе празднуем ассирийские церковные праздники.

В январе и июне празднуется Мар-Зайя. Мар-Зайя – это ассирийский святой подобно Николаю Чудотворцу у православных. Есть много чудес, которые происходили благодаря этому святому. Например, одно из них произошло недавно в одной из разрушенных церквей Курдистана. У американского родственника одной нашей казанской женщины из общины была обнаружена болезнь крови. Врачи от него отказались. К нему пришло видение, что ему надо ехать из Чикаго в Курдистан к маленькой заброшенной церкви в горах. Человек приезжает в Курдистан, проходит через воющие курдские деревни, находит эту церковь. Он три дня ночует в этой церкви. Через полгода после поездки врачи фиксируют полнейшее исцеление. Он снял документальный фильм по этому поводу. Его копию прислали и нам в Казань. Он потрясает.

1 апреля празднуется ассирийский Новый год (Ха б-Ниссан). В древности ассирийцы праздновали Новый год 12 дней и 12 ночей, но основной упор делался на период с 31 марта на 1 апреля. Как и братья мусульмане (они празднуют Науруз), на праздник мы проращиваем пшеницу. Кстати, 1 апреля – день смеха. Это древняя ассирийская традиция, которой уже 2,5 тысячи лет.

27 августа мы празднуем Мар-Нихаль. В Казани в основном живут ассирийцы племени Джильваи из большого района Алсан. В этой местности было высоко влияние святого Мар-Нихаль. 26 сентября мы отмечаем воздвижение Креста Господня, а 1 октября – Мар-Шалита.

Также мы празднуем светские праздники. Новый год и все мероприятия, которые мы отмечаем в составе Ассоциации национальных культурных организаций. У нас не жизнь, а сплошной праздник.

Вы рассказали о церковных праздниках. Ассирийское христианство отличается от православного?
А.С.:
Ассирийцы – христиане восточного толка. Их вера основана на логическом понимании веры. Некоторые догматы, которые существуют в православии, отсутствуют в ассирийском христианстве.

Ваша организация поддерживает отношения с ассирийскими общинами из других регионов и стран?
А.С.:
У нас очень тесные связи с ассирийскими организациям России и мира. Мы тесно общаемся между собой во время различных конференций и форумов. В декабре 2005 года была учреждена федеральная национальная автономия, в которую вошли ассирийские общественные организации России. Создан общественный совет руководителей общин. Сегодня ставится вопрос о создании конфедерации ассирийских общин.

Малочисленной нации трудно избежать ассимиляции в полиэтничном государстве. Поддерживание связей из других регионов, стран дает возможность маленькому народу выжить. Раньше такие связи носили родственный характер, а сегодня общественный. Большие общины ассирийцев из Америки, Франции, Великобритании, Скандинавских стран, Австралии в настоящее время хорошо знают о Татарстане.

С какими трудностями приходилось сталкиваться ассирийцам в Татарстане?
А.С.:
Мы граждане России, за последние 100 лет мы вместе со всеми пережили все радости и горести. Нас немного отличает вероисповедание и традиционный промысел. Ассирийцы до сих пор занимаются чисткой и ремонтом обуви. Зачастую это люди с высшим и среднетехническим образованием. Это жизненно важный промысел для нашего народа.

Когда в Казани стали убирать киоски с улиц, то для нас это было больной темой. В течение нескольких лет мы старались получить документы на свой промысел. В 2006 году мы обратились к Президенту РТ Минтимеру Шаймиеву с письмом. Президент нам сразу ответил: «Места будут сохранены, промысел будет существовать». Это очень радует. Мэр Казани Ильсур Метшин в курсе проблемы нашего народа. Он велел главам районных администраций включить все ассирийские места в план схемы дислокации объектов торгово-розничной сети Казани. То есть, как таковой проблемы на сегодня нет. Остается только дождаться должного юридического оформления.

Какие проекты есть у вашей общины на ближайшие годы?
А.С.:
Мы хотим построить в Казани часовню Ассирийской Церкви Востока. В Москве есть храм Ассирийской Церкви Востока. Удивительное и красивое архитектурное строение. Я неоднократно туда привозил делегации из Казани, чтобы они оценили. В настоящее время готовлю членов нашей организации к возможности реализации этого проекта.

С каким настроем вы идете на съезд народов Татарстана?
А.С.:
Все, что проводилось в Татарстане за последние 15 лет в вопросах национальной политики, было замечательно. Ассамблея, которую планируют учредить на очередном съезде – это следующий этап по созданию межнационального единства народов Татарстана и его сплочению. Участие в этой организации вселяет в нас положительные эмоции и надежду. Ведь мы будем представлены там наравне с другими братскими народами.

Материал подготовил Денис ТИХОНОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100