news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Архитектор Айвар Саттаров: «Мечети должны нравиться людям не только сегодня, но и через века»

В первой персональной экспозиции казанского архитектора представлено 13 работ мастера.

Архитектор Айвар Саттаров: «Мечети должны нравиться людям не только сегодня, но и через века»

(Казань, 23 октября, «Татар-информ», Анна Тарлецкая). С 20 октября по 31 декабря в Музее исламской культуры Казанского Кремля работает экспозиция «Мечети Айвара Саттарова». Это первая персональная выставка заслуженного архитектора Республики Татарстан. В мечети «Кул-Шариф» представлены 13 дизайн-проектов, 10 из которых уже реализованы.

Здесь можно увидеть спроектированные Айваром Саттаровым храмы — проектные предложения по мечети «Кул-Шариф», а также Московскую соборную мечеть, областную соборную мечеть «Нур Гасыр» в казахстанском городе Актобе, соборную мечеть в грузинском Батуми, мечети Татарстана. Эти работы принесли ему международное признание. 

Как было отмечено на открытии, собравшем несколько десятков профессинальных художников, архитекторов, а также студентов и просто любителей прекрасного, выставка символизирует новую эпоху культурной и политической жизни не только татарского народа, но и всей страны. 

В 2006 году Айвар Саттаров за вклад в проектирование и строительство мечети «Кул-Шариф», был удостоен звания «Заслуженный архитектор Республики Татарстан». В 2008 году деятельность архитектора в области проектирования татарских мечетей была отмечена медалью Духовного управления мусульман РТ «За служение народу». За выдающийся вклад в проектирование областной соборной мечети «Нур Гасыр» в 2009 году он стал кавалером Ордена Дружбы Республики Казахстан, а в 2012 году Айвар Саттаров в составе группы архитекторов, участвовавших в создании мечети «Кул-Шариф», стал лауреатом Государственной премии имени Габдуллы Тукая. В 2017 году за проект мечети «Ярдэм» мастер стал лауреатом городского конкурса в номинации «Лучший архитектурный объект г. Казани».

«Мечети — культовые сооружения, и в архитектуре они стоят особняком. Ведь храм должен быть не только функциональным сооружением. Это место, которое определяет социально-культурное состояние общества, оно первым представляет истинный облик города. И это накладывает огромную ответственность на архитектора. Культовые объекты строятся не на годы и десятилетия — на века! Лично меня в свое время на всю жизнь впечатлил и вдохновил храм Покрова на Нерли во Владимирской области. И все свои работы я стараюсь сделать такими же потрясающе красивыми, чтобы они нравились людям не только сегодня, но и в будущем, через века», — сказал Айвар Саттаров на открытии выставки.

Архитектор отметил, что традиция проектирования храмов прервалась за время Советской власти. Поэтому, принимаясь за проектирования первой в стране мечети «Кул-Шариф» в 1996 году, было очень сложно начать работу. Девять лет, до 2005 года, когда мечеть, наконец, была возведена, вносились изменения в проект, корректировались строительные работы. По его словам, проектировщикам и строителям, а над созданием нового объекта трудилась целая армия профессионалов, приходилось выезжать в арабские страны, чтобы перенять опыт и вновь научиться строить культовые сооружения. Примечательно, что именно после появления в Казани мечети «Кул-Шариф», в стране начали строиться и другие мечети. 

Айвар Саттаров занимался не только проектированием и строительством мечетей. В 2000 году он создал и долгие годы, до 2010 года, возглавлял Кафедру реконструкции и реставрации архитектурного наследия в Казанском архитектурно-строительном университете.

«Он много сделал для воспитания студентов. Это человек больших творческих способностей. Все эти объекты он реализовывал параллельно с образовательным процессом. Хочу заметить, что ни одна его постройка не повторяется, при этом он очень тактично вписывает новые объекты в старые постройки. Как историк архитектуры, могу смело сказать, что он возродил традиции монументальной мусульманской архитектуры», — представила автора завкафедрой реставрации, реконструкции, архитектурного наследия и основ архитектуры Ханифа Надырова.

В завершение церемонии открытия автор работ устроил гостям небольшую экскурсию по своей экспозиции. «Есть мечети, к примеру, турецкие, арабские, а мы при создании "Кул-Шариф" стремились сделать именно татарскую, передать наши культурные особенности, сам дух народа не только во внешнем облике, но и в интерьере — ведь нам действительно есть, чем гордиться и что показать!», — уверен казанский архитектор Айвар Саттаров. 

Организаторы экспозиции — музей-заповедник «Казанский Кремль», общественная организация «Клуб татарского искусства и культуры», ассоциация мастеров татарского шамаиля и каллиграфии «Алиф» и Союз архитекторов Республики Татарстан.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100