Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Алексей ПАХОМОВ: Магистральными «рельсами» татарстанской экономики должно стать инновационное развитие
Магистральными «рельсами» татарстанской экономики должно стать инновационное развитие
Одним из центральных событий нынешней недели стала расширенная коллегия Минэкономразвития РФ, подытожившая результаты экономического развития страны в 2004 году и определившая задачи на текущий год. От Татарстана в ее работе принял участие заместитель Премьер-министра РТ – министр экономики и промышленности Алексей Пахомов. По возвращении из Москвы глава экономического ведомства республики дал эксклюзивное интервью агентству «Татар-информ».
Алексей Михайлович, говорят, «новое – это хорошо забытое старое». Чем стало главное экономическое совещание страны на этот раз – слегка подправленной «калькой» прошлогодней коллегии или «революционным прорывом» экономической мысли?
В отличие от весьма «горячей» совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина, проходившей в прошлом году с участием Президента РФ В. Путина, нынешний форум состоялся в гораздо более скромном формате. Доклад главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа предварило выступление руководителя российского Правительства Михаила Фрадкова, носившее не столько оценочный, сколько «установочный» характер.
В качестве приоритетов обозначены обеспечение роста благосостояния населения и обороноспособности страны, борьба с бедностью, удвоение ВВП (несмотря на пессимистическое заявление Г. Грефа о недостижимости этой цели при нынешних темпах экономического развития, вопрос этот не снят с повестки дня). М. Фрадков также четко сформулировал постулат о необходимости «социально ориентированной экономики».
Есть и определенные экономические новации, запуск которых, без сомнения, окажет влияние и на экономику республики. Во-первых, полным ходом идет подготовка трехлетнего бюджетного процесса 2006-2008. Его основные принципы – целевое бюджетное планирование с ориентиром на конечный результат (в отличие от практиковавшегося ранее сметного распределения средств). Инвестиционные ресурсы, которые вкладываются в виде федеральных адресных (инвестиционных или целевых) программ также будут нацелены на конечный результат. К примеру, наметив довести до социальных нормативов состояние наших школ или больниц, мы целенаправленно направляем сюда капвложения и, только достигнув цели, двигаемся дальше. Такой подход позволит государству обеспечить социальные гарантии на образование, медицинские услуги и т.д. каждому гражданину страны, независимо от того, живет он в Москве, Казани или на Сахалине.
В последнее время не проходит ни одного сколько-нибудь серьезного совещания, на котором не поднималась бы «на щит» роль малого и среднего бизнеса.
Действительно, на развитии малого и среднего предпринимательства на коллегии был сделан весьма серьезный акцент, что, замечу, целиком совпадает с позицией Татарстана по этому вопросу. Много говорилось о необходимости сотрудничества бизнеса и власти. В последнее время, если вы заметили, в экономической терминологии даже появилось новое понятие - «частно-государственное партнерство». По большому счету, в жизни оно уже присутствует, другое дело, что каждый понимает и внедряет его по-своему. К примеру, реализация в Татарстане мощной республиканской программы ликвидации ветхого жилья – разве это не частно-государственное партнерство? В этом масштабном президентском проекте, как вы знаете, участвовали все – и акционерные общества, и частные компании, и при этом мы решали важную социально-государственную задачу.
Декларация российского Правительства о желании соскочить с «нефтяной иглы» и тем самым, излечить экономику страны от болезненной зависимости от мировых цен на нефть, в экономике Татарстана получила уже вполне реальные очертания. Каковы будут очередные шаги в нефтяной отрасли республики?
Стратегически мы уже определили нашу экономическую политику. Приоритеты ее выстроены и определены в Посланиях Президента РТ, приняты соответствующим Постановлением республиканского Правительства. Прежде всего, это устойчивая работа нефтедобывающего комплекса (мы дошли до черты в 30 миллионов тонн нефти в год и больше не растем). Далее мы должны идти по пути углубления переработки углеводородного сырья. На Нижнекамском НПЗ этот показатель в 2004 году впервые перевалил за 66 процентов. Наша задача – довести глубину нефтепереработки до уровня, превышающего 90 процентов. То есть стратегическая задача - «наращиваться» на нефтехимии, на нефтепереработке, увеличивая тем самым добавленную стоимость. В ближайшие 25-30 лет республика может работать на уже разведанных запасах нефти, параллельно проводя дальнейшую разведку нефтяных месторождений. В преодолении «нефтяного синдрома» М. Фрадков сделал упор, в том числе, и на увеличении в товарном продукте России удельной доли перерабатывающих отраслей.
Экономическая стратегия, реализуемая Татарстаном, полностью вписывается в этот постулат.
Известно, что свыше половины валового внутреннего продукта России обеспечивается 16 регионами страны, и Татарстан входит в первую десятку. Вместе с тем, реальная налоговая политика центра в отношении регионов ведет к обескровливанию их экономики. Прозвучала ли как-то эта тема на коллегии ключевого министерства страны?
На отсутствие со стороны федерального центра реальных стимулов для развития регионов сетуют многие. Прежде всего, это касается межбюджетных отношений в части перераспределения средств. К великому сожалению, в центр сейчас уходит гораздо больше, чем остается в регионах, где собственно и сосредоточена реальная жизнь России. Мы понимаем, что нужно заботиться об обороноспособности страны, сохранении правопорядка – то есть участвовать средствами в осуществлении общегосударственных функций. Однако не думаю, что на их реализацию со всего того, что общество в лице хозяйствующих субъектов зарабатывает и платит в виде налогов, 60-70 процентов должно уходить федеральному центру, а на местах оставаться в пределах 40-30 процентов. Такая «паритетность», на мой взгляд, в корне неверна. Аналогичного мнения придерживаются в большинстве регионов, и тем не менее, ситуация пока такова и в ближайшем будущем вряд ли кардинально изменится.
На фоне рекордных цен на нефть российская экономика существенно снизила темпы роста. Насколько сильно этот процесс затронул Татарстан?
В начале нынешнего года по отношению к аналогичному периоду 2004 года замедление темпов роста зафиксировано практически во всех отраслях экономики республики, в том числе в нефтехимическом комплексе и машиностроении. На наш взгляд, тому есть как объективные, так и субъективные причины. Во-первых, рано нам вводить десятидневные «рождественские каникулы». В результате в январе мы потеряли пять рабочих дней. А нам работать надо, а не праздновать. Догонять и догонять еще самих себя. Во-вторых, сказался и фактор монетизации. Отвлечение финансовых ресурсов сказалось на ухудшении платежеспособности между хозяйствующими субъектами. На результатах ряда предприятий отразилось даже изменение политической ситуации. К примеру, у «POZISа» были рынки сбыта на Украине, в Киргизии, «оранжевые» и «тюльпановые» революции которых рикошетом ударили по предприятию. Тем не менее, начиная с марта, ситуация начала понемногу выправляться. По оперативным данным, месяц мы закончили с показателем 104,3 процента. Задача второго и третьего квартала – выйти на те прогнозные параметры, которые заложены в бюджете. Серьезно проанализировав итоги января-февраля, мы пришли к выводу, что такая задача должна быть достигнута.
В эти дни к обсуждению в Правительстве РТ усиленно готовится проект Программы социально-экономического развития Татарстана на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года. Каковы ее главные приоритеты?
Основные положения этого документа перекликаются с программой социально-экономического развития страны в целом. Просто мы говорим на более приземленном уровне регионального развития. Сегодня мы делаем ставку на развитие нефтехимической промышленности, а она у нас в прошлом году дала рост 12,8 процента, в то время как в России –7 процентов. В машиностроении наш рост составил более 12 процентов, в России – гораздо меньше. Но самое главное – надо зарабатывать добавленную стоимость - это наши налоги, наша зарплата, благополучие всех жителей республики. Отсюда и наши приоритеты - развитие машиностроения, химии и нефтехимии при стабильной нефтедобыче, при глубокой переработке нефти, при эффективном развитии энергетического комплекса, максимальном ресурсосбережении, рациональном использовании трудовых ресурсов. Магистральными «рельсами» татарстанской экономики должно стать инновационное развитие. Проект программы с учетом всех замечаний, высказанных Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым в Послании Госсовету РТ, будет представлен на рассмотрение Правительства республики в конце апреля.
Каков ваш прогноз на 2005 год? Удастся ли республике завершить его так же благополучно, как и год минувший?
Любой прогноз, как известно, дело неблагодарное. Могу лишь сказать, что Правительство будет делать все, чтобы те прогнозные показатели, которые заложены в республиканском бюджете-2005, полностью оправдались.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»