news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Александр Попов: «Реставрация Троицкой церкви в Свияжске потребует минимум двух сезонов»

Директор музея «Остров-град Свияжск» отмечает, что реставрационные мероприятия для всех объектов деревянного зодчества должны быть постоянными.

(Казань, 30 ноября, «Татар-информ», Оксана Романова). Троицкая церковь в Свияжске, являющаяся памятником средневекового деревянного зодчества, нуждается в детальной реставрации. К такому заключению по итогам предварительного обследования объекта пришел самый известный архитектор-реставратор страны – директор Центра реставрации деревянного зодчества в Кириллове, лауреат государственной премии России Александр Попов.

Как пояснил реставратор корреспонденту ИА «Татар-информ», его пригласили в Татарстан для обследования деревянных объектов культурного наследия. По Троицкой церкви в Свияжске он выполняет проект реставрационных работ и, к слову, уже изготовил деревянный макет строения в масштабе 1:10.

«Мы начали обследовать ее в 2015 году, и я посмотрел, что там было сделано к настоящему моменту. Я был бы рад, если бы меня пригласили выполнять и сами реставрационные работы. При наиболее благоприятных обстоятельствах, полагаю, мы могли бы выполнить их за два сезона. Я нередко сам отбираю древесину для восстанавливаемых объектов. И, конечно, она вся из наших российских лесов», – прокомментировал Попов.

К слову, обследование объекта еще не закончилось, однако печальные выводы о необходимости тотальной, обстоятельной реставрации Троицкой церкви, по словам эксперта, лежали на поверхности.

Выводы реставратора с мировым именем поркомментировал директор музея «Остров-град Свияжск» Артем Силкин:«Как я понимаю, Попов выступил с какими-то своими гипотезами, но это именно гипотезы. По поводу Троицкой церкви и ее реставрации: все объекты, являющиеся историческими, постоянно нуждаются в реставрационных мероприятиях и это не новость. Это же ряд исследований, программа. Когда все завершат, можно будет делать выводы. А пока надо оставить споры ученым – научный консенсус по этим вопросам стоит ожидать, наверное, к 2018 году».

По словам аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры РФ, члена Общественной палаты Татарстана и старшего преподавателя кафедры градостроительства КГАСУ Фариды Забировой, присутствовавшей на заседании Татарстанского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК), где и было высказано мнение Александра Попова, когда проводились восстановительные работы 2010 года, главной задачей было освободить церковь от примыкающей стены – «дать ей надышаться».

Выступая на заседании общества как эксперт-лектор, Александр Попов упомянул, что нередко в нашей стране в целом условия аукционов на выполнение реставрационных работ идут вразрез с реалиями. Древесина для таких целей должна заготавливаться в строго определенное время – зимой, с декабря по февраль, а тендеры нередко размещаются уже весной, и датой выполнения договора ставится конец текущего года.

Как признался Александр Попов, в 70-80-е годы, когда в стране начали возникать музеи деревянного зодчества под открытым небом, ему казалось, что эта идея неверна и стоит оставлять и восстанавливать такие объекты на месте. Сегодня, говорит реставратор, недостаточно уже и этого.

«Сейчас в Америке, в Нью-Йорке, и в Лондоне в музеях под стеклянным куполом находятся египетская и греческая деревянные постройки. Таким образом, они помещены в особый температурный режим, а стеклянный колпак позволяет продемонстрировать абрис объектов. По всей видимости, сейчас это единственный способ, чтобы сохранить то деревянное наследие, которое у нас есть», – рассказал реставратор.

Также он подчеркнул, что XХ век на уроках проб и ошибок показал, что для того, чтобы проводить реставрацию, необходимо сохранить все исторические ремесла, которые сопутствовали строительству того или иного деревянного объекта.

«В ХХI веке нет проблем построить Кижи, но смотреть там при этом будет не на что, потому что в таком случае там не будет того таланта, того ремесла, на которые хочется любоваться. Как только мы используем современные технологии, от них ничего не остается», – заключил Александр Попов.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100