news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

^Альберт АСАДУЛЛИН: «Есть магическая сила, которая объединяет народ, делает духовно сплоченным – это его песни»

17 марта в Казани пройдет музыкальный фестиваль «Жиде йолдыз» (Семь звезд), который откроется бессмертной «Тэфтилэу» в исполнении заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ, лауреата Всесоюзных конкурсов и международного конкурса «Золотой Орфей» Альберта Асадуллина. Пользуясь случаем, корреспондент агентства попросил ответить певца на несколько вопросов.

Биографическая справка. Альберт Нуруллович Асадуллин родился 1 сентября 1948 года в Казани в семье бывшего офицера, участника Великой Отечественной войны. Асадуллины, кроме собственных троих, воспитывали еще четверых приемных детей. Большое дружное семейство проживало в Суконной слободе. В пятом классе Альберт начал заниматься в художественной школе, на отделении театральной декорации. В 1967 году он уезжает в Ленинград и поступает в институт изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Академии художеств СССР. Успешно его оканчивает. Будучи студентом, он серьезно увлекается музыкой и начинает пользоваться признанием как вокалист рок-группы. На обладателя необычного тенора обращает внимание художественный руководитель ансамбля «Поющие гитары» Анатолий Васильев, занимавшийся в то время поисками исполнителя партии Орфея в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Премьера рок-оперы состоялась в 1975 году в Ленинграде, она стала заметным явлением не только в нашей стране, но и за рубежом. За исполнение партии Орфея Альберт Асадуллин был удостоен специального диплома всемирного музыкального журнала «Music Week» (Великобритания). В тот же год несколько песен в исполнении Альберта Асадуллина записывается на Ленинградском телевидении.

В 1976 году его впервые приглашают на Центральное телевидение для участия в конкурсе «С песней по жизни». В финале конкурса 1977 года певцу вручают вторую премию.

В 1978 году он мастерски исполняет сложную в вокальном и актерском плане партию Тиля Уленшпигеля в рок-опере Р. Гринблата «Фламандская легенда».

Неизменным успехом пользуются выступления артиста на концертных площадках многих зарубежных стран, в том числе Польши, Германии, Финляндии, Болгарии, Чехословакии и др. Он занимает призовые места на престижных музыкальных конкурсах. В 1979 году на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии Альберт Асадуллин становится победителем. Решением специального международного комитета его имя внесено во Всемирную энциклопедию джазовой, поп- и рок-музыки.

Альберт эфенде, скоро Вы поедете в Казань – столицу татар всего мира, как образно называют ее соотечественники за рубежом. А что значит для Вас Казань?
А.А.: Для меня Казань – это счастливая, беззаботная пора детства. Я безмерно люблю этот город. И в то же время я не могу оставаться равнодушным, когда вижу, как разрушаются старые исторические объекты, а на их месте возникают безликие здания. Исчезает ведь неповторимое своеобразие города, его национальный колорит и самобытность. Надо, чтобы каждый, кто приезжает в Казань, мог с восхищением сказать: «Так вот она какая – столица татар!»

Выглядите молодо, как Вам это удается? Вам 57 лет, а на вид - не больше сорока.
А.А.: Все в руках божьих. Несколько лет тому назад я серьезно заболел. Надо было срочно привести в порядок начавший давать сбой организм. И тогда я под наблюдением одной женщины - специалиста по тибетской медицине начал заниматься упражнениями. Думаю, они мне помогли, сейчас я чувствую себя хорошо.

Вы не всуе, наверно, упомянули бога. Каково Ваше отношение к вере, религии?
А.А.: Вера, по-моему, в душе каждого. Я не понимаю тех, кто демонстрирует эти глубинные, сокровенные чувства, выставляя напоказ крестики или полумесяц, либо любой другой атрибут своей веры. Еще в детстве мы были приучены мамой и бабушкой завершать трапезу благодарной молитвой. Дальше этого мои познания в исламе не распространялись.

Посещать мечеть я начал в Петербурге, и первоначальной причиной стала опять-таки моя болезнь. Невозможно внезапно начать верить в бога, необходимость в этом назревает у каждого по-разному, а затем и обращение к богу с молитвой становится насущной необходимостью.

Помню, это было в месяц Рамазан. Мой близкий друг, музыкант военного оркестра Ильдар Назмиев (ныне покойный) позвал с собой в мечеть. И так получилось, что это посещение определило затем мой дальнейший творческий путь. Родилось музыкально-сценическое действо «Магди», посвященное 1100-летию принятия Ислама. Музыку написала Масгуда Шамсутдинова. Туда вошли три ее произведения.

Но ведь до «Магди» была имевшая в СССР эффект разорвавшейся бомбы рок-опера «Орфей и Эвридика» Александра Журбина. 31 октября прошлого года «Орфей» отметил свое 30-летие. Опера в обновленном виде была показана в концертном зале Санкт-Петербургского гуманитарного университета. И Вас запомнили как исполнителя заглавной роли первой в стране рок-опере…
А.А.: Да, это сейчас в России мюзиклом никого не удивишь. А вначале были «Орфей и Эвридика», затем в Ленкоме состоялся показ рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона» и «Авось». Постановщики современных «Норд-Оста» и «Нотр-Дам де Пари» предпочитают об этом умалчивать.

В том, 1975 году, «Орфей и Эвридика» увидела свет почти одновременно с рок-оперой «Иисус Христос- суперзвезда» Вебера. Мы «отстали» от Запада всего на полтора года. В то время и афиш-то толком не было, не говоря уж о рекламе. Но зрители все равно как-то узнавали о нашем выступлении, залы всегда были полны.

«Орфея», помню, утверждал «Ленконцерт». Дискуссия с комитетом по культуре длилась долго. Рок-музыка была «буржуазным», чуждым советской культуре явлением. Александру Журбину, наверное, не менее 10 раз пришлось исполнить свое произведение на рояле перед членами комиссии.

Первое выступление состоялось в Доме культуры им. Кирова перед деятелями культуры, комиссией, близким кругом знакомых. Я очень волновался. Как пел, не помню. После выступления, войдя как в тумане в гримерную, упал на стол. Даже шевельнуться не было сил. И тут услышал, как за дверью одна пожилая актриса говорит: «Это чудо! Берегите парня. Если он будет так играть, его ждет либо сумасшедший дом, либо тот свет»...

Порадовал успех юбилейного спектакля, он прозвучал, как и тридцать лет тому назад, ярко, свежо.

Роль Эвридики на первом показе исполняла Ирина Понаровская, а на юбилейном ее заменила Наталья Улейская.
А.А.: Голос Ирины изменился за эти годы. Можно было заново переписать оперу, адаптировав к голосу Понаровской. Но тогда потерялась бы патетика самого спектакля.

А когда Вы начали петь на родном языке, где и как это произошло?
А.А.: Это была середина 80-х годов. Мы выступали с концертом в Донецке. В одной из записок, пришедшей из зала, читаю: «Спойте какую-нибудь песню на татарском языке». Я спел песню о маме…

Я знал, татар в зале было мало. Но песню слушали все, затаив дыхание. У каждого, наверно, перед глазами встал родной дом, мать. Казалось, аплодисментам не будет конца, долго не отпускали со сцены. Этот случай глубоко запал мне в душу.

В 1989 году я временно прекратил гастроли. Появилось желание создать большую, содержательную программу на родном языке. Сказать по правде, я уже начал собирать к тому времени татарские народные песни, понимая, что это и есть настоящая сокровищница национального искусства. Я их часто исполнял на своих концертах. Меня вдохновляло какое-то трепетное отношение к ним со стороны зрителя и у нас в стране, и за рубежом.

Так была заложена не знавшая доселе аналогов в татарской музыкальной культуре «Магди». Ее записали на Ленинградской студии «Мелодия». В честь принятия Ислама Великим Булгаром в Казани, на Центральном стадионе было поставлено грандиозное музыкально-театрализованное действо на музыку «Магди». В декабре этого же года в театре оперы и балета им Мусы Джалиля была поставлена рок-опера Рашита Калимуллина «Крик кукушки», где я исполнил партию Алтынбека.

В начале 1991 года родился музыкально-хореографический спектакль «Магди». Его посмотрели зрители Набережных Челнов (тогдашнее руководство КамАЗа оказало спонсорскую помощь в осуществлении спектакля), Нижнекамска, Ленинграда. А в декабре «Магди» был поставлен на сцене московского МХАТа.

Альберт эфенде, скажите, как Вы сумели сохранить в условиях жизни в мегаполисе знание родного языка? Вы не только на чистом литературном языке изъясняетесь, но и пишете без ошибок.
А.А.: Я и сам этому удивляюсь. В моем окружении татар практически нет. И женат я на русской. Елена глубоко уважает мое отношение к родному языку, к вере. Есть и у нее желание изучить татарский язык, потихоньку накапливает словарный запас. Хотелось бы и дочку Алису приохотить к этим занятиям, но, к сожалению, дома я не так часто бываю.

Можете сказать, что были произведения, позволившие раскрыть все потенциальные возможности Вашего голоса, таланта? Считаете ли себя вполне состоявшимся певцом?
А.А.: Да, об этом я могу сказать во весь голос. Считаю, что мой диск, вышедший к 1000-летию Казани, тому подтверждение. Он включает народные песни, классические и современные произведения. Вскоре состоится презентация диска. Его я считаю своим вторым крупным национальным проектом после «Магди».

Чем сейчас заняты, трудно было Вас найти…
А.А.: Строю дом, а это такие хлопоты! Кроме того, много времени уходит на репетиции. Готовим мюзик-холл «Сердца четырех».

Что хотели бы сказать татарстанскому зрителю?
А.А.: Есть магическая сила, которая объединяет народ, сплачивает духовно – это его песни. Чаще б нам встречаться в этом, «свитом из песен», краю…

Интервью подготовила Зария ХАСАНОВА.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100