Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Три мировых премьеры и «танец Высоцкого»: в Казани завершился XXX Нуриевский фестиваль
Гала-концерты юбилейного праздника классического балета в постановке Андриса Лиепы были посвящены гению Рудольфа Нуриева.
(Казань, 31 мая, «Татар-информ», Оксана Романова). Накануне вечером в Казани гала-концертом в постановке Андриса Лиепы завершился XXX Нуриевский фестиваль классического балета.
По традиции два последних вечера фестиваля (в этом году гала-концерты состоялись 29 и 30 мая) представляли собой смешение номеров и партий современной и классической хореографии. Однако какой именно художественный замысел намерен реализовать именитый режиссер Андрис Лиепа, оставалось неизвестным даже хозяевам сцены почти до самих завершающих спектаклей, когда их участники приехали в Казань и начали репетиции.
Финальные вечера XXX Нуриевского фестиваля Лиепа поставил как посвящение гению великого танцовщика.
«В 1992 году Рудольф Нуриев приезжал сюда, в Казань, и дирижировал "Щелкунчика", исполнил сюиту из "Ромео и Джульетты". Спустя некоторое время мы встретились в Сан-Франциско, и он с таким восторгом вспоминал пребывание в Казани, то ощущение любви и дружбы, которое он получил здесь. Здесь он почувствовал свою силу как музыкант, человек, который нужен. И мне кажется, что этот замечательный город действительно часть его жизни, поэтому мне бы хотелось, чтобы сегодня вы прикоснулись к этому великому танцовщику. Я прошу вас перенестись на 30 – 40 лет назад, когда не было ни айфонов, ни интернета, но Рудольф покорил в то время сцену сначала Кировского (ныне Мариинского – прим. Т-и) театра, затем весь мир и при жизни был признан гением танца», – сказал Андрис Лиепа, открывая финальный гала-концерт и предваряя показ уникальных, в том числе ранее не демонстрировавшихся, видеокадров с танцующим в разных театрах и партиях Нуриевым.
Участниками двух гала-концертов стали как специально приглашенные исполнители современной хореографии, так и многие солисты, задействованные в классических постановках XXX Нуриевского фестиваля. Так, в первом отделении зрители увидели Мидори Тэраду и Коя Окаву и в па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», и в современной хореографии Константина Кейхеля на музыку Генделя «Путь Харона».
Улыбнуться серьезному академическому искусству, поставленному в несерьезно-игривом настроении, позволила мировая премьера в исполнении солиста Дрезденской оперы: Денис Вегиний продемонстрировал собственную современную хореографию на известную мелодию Римского-Корсакова «Шмель» в сценическом образе этого насекомого.
Испанские темперамент и страсть даже в одиночном исполнении солиста Национального балета Испании Антонио Руиса Солера раскалили зал до шквала оваций образу тореадора.
Меланхоличная, чувственная классика па-де-де из балета «Жизель» от Доротеи Жильбер (Гранд-Опера, Париж) и Иштвана Саймона (Дрезденская опера) сменилась философски-импульсивным контемпорари самого востребованного российского хореографа, балетмейстера и танцовщика новой хореографии Александра Могилева.
Победитель шоу «Танцуй!» (2015 год) на Первом канале впервые в этом году участвует в Нуриевском фестивале – причем и как хореограф, и как солист номера. Постановка «Человек» на болеро Равеля стала еще одной мировой премьерой, которая состоялась в рамках гала-концерта XXX Нуриевского фестиваля, продемонстрировав современное прочтение классической балетной музыки. Вместе с Александром Могилевым в номере были задействованы 11 танцовщиков из труппы Театра оперы и балета им. М. Джалиля.
«В таком формате это действительно мировая премьера. Для того, чтобы избежать сравнения, хотя оно будет в любом случае, конечно же, я решил сделать это совсем по-своему, используя ту пластику и те знания, которыми я сейчас владею. Это биография человека вообще. Если присмотреться шире, если критики захотят придраться к каждому движению, то каждое движение я могу объяснить. В каждом движении, в каждом элементе, в каждом жесте заложена какая-то тайна, глубокий смысл. Начиная от бесформенной жижи и бесформенной консистенции, материи, постепенно появляется человек, который проходит все этапы формирования, при этом совершая ошибки, нарушая и соблюдая заповеди, пытаясь добраться до самого верха к Богу. Попытка дотянуться до него всегда оканчивается крахом», – раскрыл в интервью ИА «Татар-информ» вложенный в новую интерпретацию известной мелодии смысл Александр Могилев.
Одним из самых ярких, удивительно-неожиданных и в то же время прямолинейных для восприятия стал номер солиста Большого театра Михаила Лобухина на песню в исполнении Владимира Высоцкого «Все не так, ребята» («Эх, раз, да еще раз»).
«На самом деле сегодня мы постарались сделать то, что делал сам Рудольф: он танцевал все стили всех хореографий и очень любил русскую тему. Номер на песню Высоцкого в чем-то созвучен "Идиоту" в постановке Панова, в котором когда-то танцевал Нуриев. Русская душа нараспашку – это что-то из этого», – прокомментировал в интервью ИА «Татар-информ» подбор номеров финальных представлений фестиваля Андрис Лиепа.
Те, кому не удалось побывать 26 мая на балете «Дон Кихот», во время гала-концертов смогли оценить своеобразие исполнения и южный темперамент солиста Национального театра Мюнхена, кубинца по происхождению, Осиэля Гунео и его партнерши в гран-па, солистки Норвежского национального балета Иоланды Корреа. Во втором отделении последняя выступила сольно, представив публике третью мировую премьеру, состоявшуюся в рамках фестиваля, – современный номер Livets dans.
Также сменили классическое амплуа на современную хореографию во втором отделении Доротея Жильбер и Иштвайн Саймон, представив постановку Reminiscence.
Кроме того, во второй части посвящения гению Нуриева солистами Михайловского и Мариинского театров Екатриной Борченко и Ксандером Паришем были исполнены фрагменты из «Лебединого озера»; солистами театра имени Джалиля Аидой Гомес и Михаилом Тимаевым – фрагменты балета «Лауренсия». Дуэт Дениса Вегиния и Иштвана Саймона исполнил «Концерт для двоих» на музыку Баха, солисты Мариинского театра представили фрагмент балета «Кармен», Серхио Берналь (Национальный театр Испании) – номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса. Завершился XXX Нуриевский фестиваль сценой Вальпургиевой ночи из оперы «Фауст» в исполнении солистов Большого театра и театра имени Джалиля.
«Обычно когда я приезжал в ваш театр, я был в Казани восемь раз, труппа уезжала на гастроли. Так что вместе мы работаем впервые – труппа замечательная. И мне нравится, как проведена реконструкция самого театра, как он восстановлен – как настоящий европейский театр. А классическая и современная хореография уже несколько лет не существуют отдельно друг от друга, как холодная вода без горячей и горячая без холодной. Мы должны освоить любой стиль и любую хореографию, мы обогащаем себя современными постановками», – подытожил свое сотрудничество с фестивалем Андрис Лиепа.
По словам художественного руководителя Татарского театра оперы и балета Владимира Яковлева, работать с Лиепой было очень комфортно. За четыре совместно проведенных в подготовке и проведении гала-концертов дня при руководстве именитого балетмействера сложилась аура братства.
«Очень приятно работать с настоящим профессионалом, который умеет и организовать, и подбирать концертную программу, и в целом в балетном мире просто купается. При этом он скромный, трудолюбивый и обаятельный, – поделился впечатлениями от работы с Андрисом Лиепой Владимир Яковлев. – И та аура братства, которая сложилась благодаря ему, далеко не часто встречается в балетном мире. Организация подобного мероприятия – вещь сложная, серьезная и непредсказуемая. К счастью, во время этого фестиваля никаких замен и форс-мажоров у нас не было, поэтому нам удалось познакомить публику со многими известными и неизвестными мастерами», – подытожил художественный руководитель театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»