news_header_top_970_100
16+

Виктор Никитин: «Главная проблема российского бизнеса – недостаток профессиональных управленцев»

Генеральный директор «Бипиум» в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о главных трендах развития систем управления.

Виктор Никитин: «Главная проблема российского бизнеса –  недостаток профессиональных управленцев»

(Казань, 9 апреля, «Татар-информ»). Генеральный директор компании «Бипиум» Виктор Никитин, рассказал о проблемах управления компаниями, стратегиях развития на рынке, как игра в покер помогает предпринимателю, и о том, за какие качества берут на работу начинающих специалистов.  

– С чего начался ваш бизнес, когда ощутили в себе предпринимательскую жилку?

– Десять лет я развивал коммуникационную платформу Oktell в компании «Телефонные Системы». Устроился веб-программистом с навыками дизайнера. Позже разработал интерфейс Oktell, руководил направлением разработки. Моя задача заключалась в том, что я принимал бизнес-идеи от клиентов и придумывал, как их воплотить в продукте. 

Платформа Oktell предназначена для коммуникаций. Она управляет звонками и сообщениями из разных источников. Естественно, от клиентов были вопросы, где лучше фиксировать информацию. А все клиенты разные, с непохожими процессами. Разработать для них типовой продукт, который подойдет всем и никому, это заранее проигрышный вариант. Поэтому у нас родилась идея универсальной платформы-конструктора, на которой каждый сможет создать индивидуальное решение. Так появилась компания «Бипиум». 

Когда пришло понимание, что дело, которым вы занимаетесь – успешное? С чем это было связано?

–  Понимание пришло ещё до того, как мы приступили к проекту. Наша идея основана на бизнес-кейсах, которые мы не могли в должной мере решить без «Бипиума». Мы сразу понимали целевую аудиторию и сколько сможем заработать. Делать продукт на голом энтузиазме, чтобы посмотреть, что из этого выйдет – рискованно и может быть оправдано только в исключительных случаях. 

Какие главные итоги 2016 года для компании? 

– Завершился первый этап выхода на рынок. Идеология платформы-конструктора со свободной структурой оправдала себя на практике. Наши партнёры создали и внедрили множество конфигураций. На Bpium ведут работу с клиентами, выставляют KPI для сотрудников, управляют работой автопарков, обрабатывают заявки, контролируют задачи, проводят аудит звонков в колл-центрах. Есть клиенты с известными именами. Например, аукцион подержанных автомобилей CarPrice. Есть небольшие, но преданные бизнесы, владельцы которых создали для себя удобные инструменты. Есть несколько государственных и общественных структур, в числе которых Совет по предпринимательству при президенте Республики Татарстан.

Основные задачи, которые стоят перед вами на 2017 год?

–  Bpium задумывался как решение, совмещающее три класса продуктов: информационная система (EIS), бизнес-аналитика (BI) и бизнес-процессы (BPM). Первые две составляющие есть. В 2017 году мы запустим бизнес-процессы. Это не просто ещё одна функция, а возможность выйти к нашей основной целевой аудитории. Мы находимся на одной волне с теми российскими компаниями, которые устали от управленческого хаоса, характерного для нашей предпринимательской среды, и стремятся перейти на процессный подход. У них сформированы цели и они движутся к ним согласно стратегии. Они выстраивают у себя процессы, и им не хватает только ИТ-продукта, который поможет каждому сотруднику следовать этим процессам. Таких компаний с каждым годом больше. Мы хорошо понимаем их сложности и развиваем платформу в первую очередь для них. По размеру это средний и крупный бизнес.

А планируете ли работать с малым бизнесом?

–  Звучит парадоксально, но работа с малым бизнесом, проще даётся большим ИТ-компаниям. В этом секторе не нужно каждый раз решать запутанные вопросы заказчика, достаточно иметь развитый продукт. Но зато требуются колоссальные вложения в маркетинг, предполагается демпинговая ценовая политика с наличием бесплатных лицензий, что тоже обходится недёшево. Представьте, сколько стоит содержать серверные мощности для десятков тысяч бесплатных аккаунтов. 

Сейчас в этом сегменте конкурирует несколько брендов, в разные годы приобретённых компанией 1С. Думаю, что со стороны 1С так проявляется стратегическая дальновидность. Они приучают малый бизнес использовать CRM-системы, а когда кто-то из них вырастет, предложат ему собственные решения более высокого уровня. Нам, как новому бренду, правильнее сосредоточиться сначала на среднем и крупном бизнесе, а затем целенаправленно выходить на малый. Сейчас в числе наших клиентов есть представители малого бизнеса. Это те компании, где руководители разбираются в технологиях и стремятся быть инновационными. Массовое продвижение на этот рынок будет позже.

Чем занимаетесь кроме работы?

– Самое большое из прошлых увлечений – клубная и репортажная фотография. Еще параллельно работе в Oktell я создал социальную сеть клубных фотографов «Шурум-бурум». За восемь лет в проекте поучаствовали 250 казанских фотографов. Такой хорошей периодичности отчётов как у нас не было ни на одном московском сайте. Сейчас в команде 25 человек. Конечно, теперь клубная жизнь уже не так актуальна для меня, но это было интересное время. 

Люблю покер. Игра помогает развивать полезные в работе навыки. Ты рассчитываешь ситуацию как аналитик, читаешь стратегию других игроков как психолог и прогнозируешь риски как предприниматель. Играю с друзьями регулярно, но исключительно не на деньги.

В прошлом году впервые попробовал парусный спорт. Понравилось ощущение, что свободно передвигаться можно не только по суше, но и по воде. Пока ходил на яхте только по Волге, но планирую дальше осваивать эту тему.

Любите ли путешествия, какие поездки планируете?

–  Конечно люблю. Только последние два года никуда не езжу. Не имею права надолго оставлять компанию. Я знаю, что этот период рано или поздно закончится, но мне надо пройти его с полным погружением в работу. 

Что ждёт ИТ-отрасль в будущем? Какие тренды будут самыми прорывными?

–  Думаю, скоро начнется закат омниканальности, хотя сегодня она считается наиболее прогрессивным трендом. Ситуация, когда нужно интегрироваться с десятками источников, не может продолжаться бесконечно. Аудитория бизнеса разделена между разными сервисами, а мессенджеры и соцсети всё больше копируют друг друга. Скоро агрегаторы объединят потоки входящих и будут поставлять их бизнесу. Данные станут доступнее, их станет еще больше. Популярнее станут инструменты  структурирования информации. 

На что обращаете внимание, когда рассматриваете человека на работу в вашей компании?

–  Рынок ИТ-специалистов сложный. На нём есть две приоритетные группы. Есть опытные специалисты, которые, как правило, задействованы на каком-то проекте, и их невозможно пригласить к себе, пока они его не завершат. Если профессионал покидает проект по первому приглашению — это нехороший сигнал. Скорее всего, он так же легко уйдёт и от нас. Поэтому лучших айтишников нужно выжидать годами. Кризис помог тем, что многие проекты схлопнулись, и профессионалы вынужденно оказались в поиске работы. Вторая группа – молодые ребята, в которых нужно вложить один-два года, чтобы они стали профессионалами.

От профессионала ждёшь надёжности, адекватности, абстрактности мышления. Больше оцениваешь качества аналитика и архитектора. В меньшей степени смотришь на знание технологий, потому что каждые три года технологии полностью меняются. У новичка оцениваешь желание учиться и развиваться, активность и те самые «горящие глаза». Принимать на работу кого-то посередине между этими двумя типами можно только от безысходности. 

Какие сложности испытывает бизнесмен в России?

–  Главная проблема российского бизнеса — недостаток профессиональных управленцев. Бизнесмены у нас обычно вырастают из специалистов. Занимался человек установкой окон, набрался опыта, открыл своё дело в этой сфере. Был юристом — открыл юридическую компанию. Но знание предметной области и личные лидерские качества, не компенсируют отсутствие профессионального менеджмента. В результате управление людьми и задачами происходит по интуиции, на глаз, а на выходе получается хаос, который не способна привести в порядок никакая ERP, CRM или BPM-система. Некоторые предприниматели понимают это, идут учиться или занимаются самообразованием. Другие продолжают искать причины проблем в законодательстве, сотрудниках и партнерах. 

Получается, что вы тоже выросли из ИТ-профессионала. Как восполняете недостаток управленческой подготовки? 

–  Вместе с коллегами участвую в образовательной программе по менеджменту. Встречи проходят в формате управленческих поединков, когда мы разыгрываем всевозможные конфликтные ситуации и пытаемся найти выход. Плюс самообучение. Нельзя ждать, когда вырастет новое поколение, где наличие MBA — норма. Надо меняться самим. 

На что обращаете внимание при выборе клиента/партнера?

– Самые лучшие клиенты — компании-инноваторы, которые отличаются системным подходом к ведению бизнеса. Такие компании не будут сворачивать информатизацию, оправдываясь кризисом, потому что для них это основа эффективной работы. 

Поскольку рынок состоит не только из инноваторов, на помощь нам приходят партнёры. В первую очередь, работа наших партнёров – это бизнес-консалтинг. Они помогают клиентам сформулировать правильные цели, создать стратегию и определить, что именно они хотят от внедрения продукта. 


Как сильно отличается образ жизни предпринимателя и обычного человека?

–  Разница в количестве целей. Каждый человек –  предприниматель, потому что он ставит себе цели и достигает их. Например, купить машину, сделать ремонт, съездить в отпуск. У бизнесмена целей больше. Помимо личных, есть цели, которые он ставит за свою команду и за партнёров. 

 

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100