news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Наиль ГИЗАТУЛЛИН: «Футбольная пирамида в республике приобрела законный вид»

 Директор ФК «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 65-летний Наиль Гизатуллин, является одним из самых авторитетных футбольных функционеров Татарстана. В футболе он более 40 лет, с 1990 года руководит нижнекамским клубом: как президент в 1992-2011 годах, как директор в 1990-1992 годах и с 2011-го. Это живой свидетель новейшей истории республиканского футбола. На глазах «Нурмеича» прошли все взлеты и падения родного «Нефтехимика», прозябание и подъем «Рубина», резкие изменения «КАМАЗа». В беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» Гизатуллин вспомнил, как не смог пробиться в «Рубин» и как футбольные отношения между Казанью, Нижнекамском и Набережными Челнами приняли свой нынешний вид. Также он рассказал и о том, что думает о перспективах нижнекамского футбола – «Нефтехимик» с июля в четвертый раз в своей истории стартует в первой лиге, которая теперь называется ФНЛ. 

Вы ведь могли связать свою футбольную судьбу с «Рубином»? 

Н. Г.: 
Да. 17-летним пареньком я приехал из родных Базарных Матак в Казань. Было это в 1967 году, следующие два года был в группе подготовки «Рубина». В то время тяжело было попасть в дубль «Рубина», очень сильная была конкуренция. Потом отслужил в Советской армии и приехал в Нижнекамск в 1971-м. С тех пор я в нижнекамском футболе, играл защитником в «Нефтехимике», «Строителе», «Шиннике» на первенствах города и республики. 

Успели затем и судьей поработать? 

Н. Г.: 
Да, в 1981 году стал арбитром республиканской категории. Пять лет судил, до 1986-го, потом был перерыв, снова судил с 1988-го по 1991 год. Наконец стал работать директором клуба «Нефтехимик», чем продолжаю заниматься и сегодня. Совмещать судейство и работу директором клуба было нельзя. 

Как все изменилось – двадцать с лишним лет назад «КАМАЗ» играл в высшей лиге, «Нефтехимик» – в первой, «Рубин» – во второй. Хорошо помню, как в Челнах и Нижнекамске снисходительно смотрели на Казань футбольную. Сейчас все наоборот. 

Н. Г.: 
Так и должно быть. В Нижнекамске мы это поняли раньше других, заключив в 2007 году соглашение о сотрудничестве с «Рубином», по которому «Нефтехимик» становился базовым пунктом по подготовке кадров для казанской команды мастеров. Это была моя инициатива. Сочинил соответствующее письмо, послал его тогдашнему генеральному директору «Рубина» Евгению Голову, мы с ним в республиканском футболе вместе работали с 1970-х годов. Попросил о содействии, иначе, говорю, сложно нам будет. С тех пор и пошло сотрудничество… 

Настолько пошло, что едва ли не все руководство молодежного «Рубина» играло и работало в «Нефтехимике»: главный тренер Андрей Ситчихин, тренер Айрат Гайнуллин, начальник команды Айрат Ахметгалиев, администратор Юрий Люкшин. Не говоря уже о президенте «Рубина» Ильсуре Метшине, экс-мэре Нижнекамска, и генеральном директоре «Рубина» Ильгизе Фахриеве, который отдал десять лет своей футбольной жизни «Нефтехимику». Этот кадровый расклад тоже составная часть договора «Рубина» с «Нефтехимиком»? 

 

Н. Г.:
 Нет (смеется). Это выбор самого «Рубина», я тут не причем. Это же все казанцы, поигравшие в Нижнекамске. Это решение Фахриева, когда он прошлой осенью вернулся в «Рубин». Он и дал возможность этим людям проявить себя. До них в молодежке «Рубина» трудились Юра Уткультбаев, он тоже играл у нас в «Нефтехимике», и Олег Нечаев, но они захотели поработать на более высоком уровне. Вот и не стал Ильгиз приглашать кого-то со стороны, сделав упор на местные кадры. Не потому что он их хорошо знал по совместной игре и работе в Нижнекамске, а из-за их профессионализма. Тем более что Ситчихин имеет опыт вывода команды в первую лигу, да и в целом у него накопился уже большой тренерский опыт. 

Фахриева можно назвать вашим учеником? 

Н. Г.: 
Конечно. Он оказался способным учеником. Еще играя защитником в «Нефтехимике», Ильгиз подошел ко мне и попросил оставить его в клубе после завершения игровой карьеры. Так и работал играющим администратором. Такая активность его до сих пор преследует. Казанские ребята закончили в «Нефтехимике» или вернулись в «Рубин», а Ильгиз остался в нижнекамском клубе администратором. 

Любопытно, почему у воспитанника нижнекамского футбола Роберта Евдокимова не получилось в родном городе? Скоро он выведет в роли главного тренера свой «Газовик» (Оренбург) на матчи премьер-лиги. 

Н. Г.:
А он и не пробовал свои тренерские силы в «Нефтехимике». Роберт лучшие игровые годы провел в «КАМАЗе», а в «Нефтехимике» уже доигрывал, тренером стал в Альметьевске. Да и живет он в Челнах, «КАМАЗ» тренировал, хорошо при нем шла команда, но финансовые передряги привели к тому, что Евдокимов ушел из «КАМАЗа». Когда «Нефтехимику» был нужен тренер, Роберт был занят в Челнах, он хороший тренер. 

 

Это правда, что его приглашали в «Рубин» нынешней зимой, или этосплетни? 

Н. Г.: 
Он приезжал на встречу с президентом «Рубина» Валерием Сорокиным еще до приглашения в команду главным тренером Рината Билялетдинова. Последнего в итоге и взяли в «Рубин». Думаю, и нынешней весной Евдокимов был среди потенциальных кандидатов на пост главного тренера «Рубина», но выбрали все же испанца Хавьера Грасию. Перед казанской командой стоят серьезные задачи. 

Вернемся в Нижнекамск. Как это вам даже во второй лиге удавалось организовывать чартерные авиарейсы для «Нефтехимика»? 

Н. Г.:
 Да, было такое в 2000 году. Команда шла на первом месте, в итоге мы установили общероссийский рекорд, пройдя весь чемпионат без единого поражения. Руководство «Нижнекамскнефтехима» пошло нам навстречу, учитывая наши результаты. Так и полетели на Ту-134 в Новокузнецк. 

То было первое возвращение «Нефтехимика» в первую лигу, ныне в третий раз команда вернулась на свое законное место? 

Н. Г.: 
Да, три восхождения у нас было. Первый раз мы пробились в первый дивизион в 1992-м, а потом возвращались. Поиграли в этом дивизионе в 1993-1998, 2000-2004, 2012-2014 годах. Для «Нефтехимика» это законное место. 

Насколько сильно поменялась первая лига, ныне ФНЛ, за последние двадцать лет на ваших глазах? 

 

Н. Г.:
 Устоялась. Сейчас состав стал очень ровным – соответственно, и конкуренция возросла. Нет слабых команд, тяжело тут играть. С первых туров нельзя терять очки. Потом тяжело будет догонять. 

Как думаете, надолго вернулись в первый дивизион? 

Н. Г.: 
Учитывая то, что прибавилось опыта у президента клуба, и продолжение сотрудничества с «Рубином», думаю, надолго. Осталось реконструировать наш стадион, хотя Нижнекамску давно нужна своя новая футбольная арена, очаг главного вида спорта. У нас сейчас живет около 270 тыс. человек. Тем более – в генеральном плане развития города есть очень хорошее место, как раз чтобы украсить Нижнекамск новым стадионом. Раньше строительство городов начиналось как раз с возведения арены. А у нас об этом забыли. Вот соседи по Каме построили в Челнах красавец-стадион. Вроде бы хотят свой стадион реконструировать, вот только команды уже нет в Челнах… 

Как вы думаете, смогли бы сегодня успешно работать в ФНЛ такие яркие тренеры-шабашники из лихих 90-х, как Валерий Овчинников, Виктор Антихович (последний отметился и в Нижнекамске, и в Казани)? 

Н. Г.: 
Думаю, что да. Яркий тому пример Александр Ивченко. При скромном бюджете «Тюмени» он уверенно держит команду в ФНЛ. Это тренер старой закваски… 

Как-то вы сказали, что всегда под себя тренеров «Нефтехимика» подбирали. И сейчас так же? 

Н. Г.:
 Теперь нет. С тех пор, как мы стали сотрудничать с «Рубином», Курбан Бердыев дал нам Дмитрия Огая, а потом мы остановили свой выбор на Рустеме Хузине. Сейчас он доказал свою тренерскую состоятельность, вернул «Нефтехимик» в ФНЛ. От добра добра не ищут. Хочу, чтобы он и дальше работал в Нижнекамске. А так – любой руководитель выбирает тренера для себя. Кандидатов-то очень много. 

С каким тренером вам работалось комфортнее всего? 

Н. Г.:
 С Геннадием Сарычевым, он дважды тренировал «Нефтехимик», с ним было проще всего. А по большому счету – ни с кем у меня из тренеров проблем не было. Пускай не всегда решали задачи, работали всегда спокойно. 

 

С Хузиным все ясно, а как вы еще в 1995 году решили создать в «Нефтехимике» должность пресс-атташе? В «Рубине» и «Ак Барсе», к слову, они появились в 1998 году. Чем вы руководствовались? 

Н.Г.:
 Сложно работать без такой службы. Именно пресс-служба проталкивает тебя, раздает информацию, это очень важный элемент в структуре футбольного клуба. Как и хороший тренер… 

В этом году ФК «Нефтехимику» исполнилось четверть века? 

Н. Г.: 
Да, в январе 1991 мы вышли во вторую лигу, получив статус профессионального клуба. Отметили безо всякой помпезности, да и президент нашего клуба Тимур Шигабутдинов, человек непубличный, сказал, что не стоит громко отмечать. Задачу мы выполнили, надо готовиться к новому сезону, делом заниматься, работы в клубе целый мешок… 

Ревности в отношениях с ХК «Нефтехимик» нет, ведь хоккеисты давно играют на более высоком уровне? 

Н. Г.: 
А что нам бодаться? Если мы знаем, что хоккей – детище Владимира Бусыгина. Мы только рады за хоккеистов. Этот вид спорта любим в городе, арены рядом, народ привык, футбол и хоккей рядом. Тепло, светло, динамично, что еще нужно болельщикам, а футбол немного другая игра, ее нужно понимать. Поэтому на стадионе должен быть уют. Был бы у нас такой стадион, было бы больше зрителей, вот в этом плане мы проигрываем хоккеистам. 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100