news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Курбан БЕРДЫЕВ:

«Друзья спрашивали: «Тебе самому не противно смотреть, как твоя команда «десять сзади» играет?»

ИА «Татар-информ» предлагает вашему вниманию эксклюзивное интервью главного тренера ФК «Рубин».

Встречаться под Новый год с Курбаном Бердыевым – одно удовольствие. В конце декабря он, всегда занятый работой, как правило, не отказывает журналистам в больших эксклюзивных интервью, во время которых раскрывается куда больше, чем на дежурных пресс-конференциях по ходу сезона. Не стала исключением и наша встреча с Курбаном Бекиевичем в самом конце 2011-го. Беседуя с главным тренером «Рубина» час, автор этих строк еще раз убедился в том, что Бердыев последователен в своих словах и действиях.

Говорили о многом: о главной команде и ее игроках, о трансферах и тренерской работе, о прошлом «Рубина» и будущем татарстанского футбола. Но стержнем, на который нанизывалась наша беседа – и в этом Бердыев остается самим собой все 10 лет, что работает в Казани – стала тема строительства футбольной инфраструктуры и подготовки резерва. Теперь уже в Татарстане – в «Рубине», слава богу, уже многое выстроено. Даже подводя итоги года, Курбан Бекиевич говорил не о набранных очках и занятых местах...

Об инфраструктуре и результате

Курбан Бекиевич, 2011 год необычный: чемпионат России еще не закончен, итоги подводить еще не время. И все-таки: как вы оцените прошедший год?

К.Б.: Есть удовлетворение от того, что мы приняли решение о кардинальной перестройке системы игры, и в целом работы интерната. Как обычно, есть и осадок: можно было бы все лучше сделать. Но мы идем в правильном направлении, знаем, что делать и как делать – это самое главное, и от этого испытываешь приятные ощущения. Другое дело – что получится из этого, но есть уверенность, что будет все, как задумано, и это очень важно.

То есть ваши приоритеты прежние – продолжение строительства инфраструктуры клуба и футбольной пирамиды?

К.Б.: Да.

В 2003 году после первой «бронзы» «Рубина» вы сказали, что готовы уйти с поста главного тренера, чтобы вплотную заняться этими вопросами, и даже преемника себе подыскивали. Сейчас вас эти мысли не посещают?

К.Б.: Сейчас совершенно другая ситуация, потому что наши планы известны только нам, руководителям клуба, а если говорить о футбольных перестроениях, то о них знает только тренерский состав, и эти перестроения касаются всех команд «Рубина» – как детско-юношеских, так и дублирующего и основного составов. И я не думаю, что мы сможем найти людей, которые сумеют сделать все задуманное. А в 2003-м мне было важно, чтобы заработала инфраструктура, которой тогда не было. Сейчас она работает, но мы хотим расшириться в территориальном плане, выйти за пределы Казани. Слава богу, с Нижнекамском хорошие отношения выстраиваются, хотим выстроить такие же отношения и с командами из других городов Татарстана.

В мае вы представляли футбольным специалистам республики «Концепцию развития футбола в Татарстане на 2011-2020 годы». За прошедшие 7 месяцев в этом вопросе есть какие-то подвижки?

К.Б.: Я вернусь к тому, с чего начал: нам хотелось бы большего, но, к сожалению, работа по выстраиванию инфраструктуры в республике напрямую зависит от результата главной команды, хотя в принципе такого не должно быть. Сегодня пока так, поэтому полного удовлетворения от проделанной работы нет. Но мы видим, как выстраивать эту систему.

Как полагаете, для того, чтобы все шло по вашим планам, нужно время или понимание людей того, чем они занимаются и как все должно быть?

К.Б.: И то, и другое, вы правильно заметили. Есть и человеческий фактор, и организационные моменты. Но я надеюсь, что мы сдвинемся с мертвой точки, решим с Александром Петровичем (Гусевым, президентом Федерации футбола РТ – прим.А.Е.), как нам более конкретно, поэтапно заняться вопросом строительства инфраструктуры в Татарстане.

О детских тренерах и пыльном поле

Раз уж вы заговорили об интернате «Рубина», позвольте одну ремарку. Как-то довелось посмотреть матч мальчиков «Рубина» 2002 года рождения с ребятами на год старше из другого клуба. Поразило, как рубиновцы буквально «раскатывают» соперников – настолько грамотно делают все на поле! Это и есть плоды той работы, которая ведется в интернате уже третий год?

К.Б.: Да, это результаты и работы интерната, и того, что мы в последнее время очень серьезно ужесточили требования к тренерам нашей школы, ориентируясь на требования испанских тренеров, которые приезжают к нам, чтобы делиться опытом. И здесь я вынужден повториться: по результатам собеседований, которые я проводил с нашими детскими тренерами, у меня нет удовлетворения от их знаний. Безусловно, есть неплохие тренеры, но в целом проблема существует.

О том, что одна из главных проблем – люди, их менталитет, говорил еще в прошлом году Иван Данильянц, которого вы пригласили в качестве куратора футбольной школы «Рубина»…

К.Б.: Сейчас говорят, что Данильянц увольняет людей. Но еще до его приезда я всем тренерам говорил, что придет время, когда мы их будем увольнять. Данильянц не увольняет, а выполняет мои указания. Поймите, мы не можем тратить время и деньги на тех людей, которые не хотят или не могут расти. Дети-то, с которыми они работают, тут не причем! А мы должны идти вперед. Да, сложилось болезненное мнение, что в интернате слишком большая текучка, постоянно кого-то увольняют и принимают. Но это необходимо, мы ищем людей, с которыми сможем идти вперед. И найдем их. Потому что цель нашего интерната очень высокая. (Бердыев не озвучивает эту цель, но о ней знают все тренеры, учителя, воспитатели и воспитанники интерната: школа «Рубина» должна стать лучшей в Европе – прим.А.Е.)

Из работающих сегодня тренеров есть такие, кто профессионально растет?

К.Б.: Да, удовлетворен работой двух-трех тренеров – не буду называть фамилий, но по их работе видно: прогрессируют, что-то ищут. И мальчики их понимают. Один из них как раз занимается с тем возрастом, о котором вы говорили... Знаете, задача нашей школы – не выигрывать турниры командой, хотя мы побеждали в первенстве России и 1991 годом рождения, и 1993-м. Мы должны выигрывать командой звездочек.

То есть каждый воспитанник «Рубина» – это отдельный проект?

К.Б.: Да. По крайней мере, надо стремиться к этому, чтобы хотя бы пять-шесть человек из каждого выпуска были звездочками. Вот российские юноши выиграли чемпионат Европы в 2006 году. И где эти ребята? Выиграла команда – в чем-то повезло, где-то было стечение обстоятельств, но результат есть результат. А испанцы по многим возрастам выигрывают или в финалы выходят командой звездочек. И у нас должна быть такая задача, но для этого звездочек этих нужно искать и формировать. Поверьте, в Татарстане очень много хороших мальчиков! Даже в том возрасте, о котором вы говорили, столько маленьких, быстрых! Это же наши мальчишки, не привозные из Средней Азии! Нам нужен сильный тренерский состав. Эта беда – отсутствие детских тренеров – идет с момента развала Советского Союза, и существует по сей день. Мы приглашаем испанцев, но наша задача – не только привезти испанских специалистов, но и наших тренеров из наших институтов физкультуры обучить, сформировать, чем мы и занимаемся. На это нужно время и терпение, но все торопятся.

Сейчас для нас в порядке вещей, что у «Рубина» есть хорошая база, а за окном вашего кабинета – поле на котором можно заниматься круглый год. 10 лет назад это казалось фантастикой. Вы чувствуете готовность людей, от которых зависит будущее футбола в Татарстане, ждать еще 10 лет?

К.Б.: Вы о прошлом заговорили, а у меня в памяти всплыло то пыльное поле, которое было на месте нынешнего искусственного. Пыль столбом стояла, когда мяч прокатывался! Мы провели туда воду, положили шланг, и я попросил тренеров поливать поле перед тренировками, чтобы мальчики в пыли не бегали. И вы думаете, они поливали? Вот такие тренеры у нас были, вот с чего мы начинали. И сейчас есть те, кто, образно говоря, поливать поле не будет, кто не хочет работать так, как требует ситуация. А что касается вопроса о терпении руководителей, то я думаю, что за то время, что мы здесь проработали, у нас были и успехи, и неудачи. Наверное, у руководства есть доверие к нам, и понимание того, что мы не для себя это делаем. И, безусловно, есть моменты, где нужно немного потерпеть – не случайно я сказал о том, что многое зависит от результата, который дает главная команда. В начале 2011 года на попечительском совете «Рубина» я сказал, что будет перестройка, будут критические моменты, которые надо будет перетерпеть, что мы знаем, чего хотим.

В том, что перестройка получится, я не сомневаюсь, другое дело – даст ли она спортивный результат? Если, говоря о детях, мы говорим не о занятых местах, а о звездочках, качестве игроков и личностей, то в премьер-лиге результат всегда на первом месте – красиво ты играешь или некрасиво. Это немножко беспокоит, но я уверен, что мы на правильном пути. И надеюсь, что руководство республики понимает, что мы все это затеяли не для себя.

О Карлосе Эдуардо и трансферах

Если говорить о результате, то его от «Рубина» требуют, наверное, не только в России, но и в Европе?

К.Б.: Да, выступления «Рубина» в международных турнирах очень важны. Пусть к Лиге Европы в разных странах по-разному относятся, но уж коль в России к этому турниру относятся серьезно, и мы должны серьезно к нему подходить. И мы настроены сыграть как можно лучше.

Удастся сохранить к весне костяк команды? Очень много пишут о том, что ведущие игроки покинут «Рубин».

К.Б.: По многим игрокам у нас есть предложения, процентов 60-70 стартового состава интересны другим клубам. И это нормальная ситуация, так и должно быть. Другой вопрос, что мы будем смотреть: кого и за сколько мы имеем на освобождающуюся позицию, выгодна ли экономически клубу эта сделка и сумеем ли заменить уходящего игрока, не теряя качества. Если эти условия соблюдены, мы, безусловно, будем предлагать попечительскому совету такую сделку. Как решит совет – это другое дело, но в целом трансферы – очень хороший момент, думаю, после Нового года новости по этой теме будут.

А если говорить о приобретениях?

К.Б.: Они зависят от того, кто из игроков покинет команду. В этом плане радует, что Карлос Эдуардо, слава богу, уже в Бразилии играет в футбол.

Как раз хотел спросить про него…

К.Б.: Пожалуйста! Когда я с ним созванивался, спросил, как так получается, что в прессе пишут про его уход в «Гремио»… Во-первых, сразу скажу, что Карлос Эдуардо тренируется с этим бразильским клубом, у нас есть договоренность. Естественно, журналисты, зная его, воспитанника «Гремио», спрашивают, хотел ли бы он вернуться. И какой бразилец скажет, что он не хотел бы вернуться в родной клуб?! Конечно, он отвечает, что хотел бы, потому что не может ответить по-другому: представляете, какая будет реакция болельщиков, для которых он кумир?! Но в то же время Эдуардо подчеркивает, что возвращение нереально, поскольку «Рубин» заплатил за него большие деньги, и что он уедет в Казань. Поэтому мы его ждем, и дай бог, чтобы травмы не огорчали его и нас. Я уверен, что все будет нормально.

Продолжение следует…

Специально для ИА «Татар-информ» подготовил Александр ЕГОРОВ, «Советский спорт».

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100