news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Выходной, итоговый рейтинг вузов Казани – на сайте ИА «Татар-информ»

Завершается публикация рейтингов вузов Казани.

 (Казань, 17 мая, «Татар-информ»). Информационное агентство «Татар-информ» завершает публиковать рейтинги вузов Казани, подготовленных Региональным агентством развития квалификаций (РАРК).

Напомним, что РАРК разработал методику, позволяющую фактически сформировать три рейтинга вузов, анализирующих динамику профессионального роста учащихся от момента выбора ими вуза для обучения, собственно в образовательном процессе и до первых шагов в профессиональной деятельности.

Первый – входной рейтинг демонстрирует престиж вузов в различных группах общества, а также популярность и ожидаемую востребованность специальностей, по которым готовят учащихся в вузах.

Второй – ресурсный рейтинг выстроен на основе 28 индикаторов и ранжирует вузы по качеству образовательного процесса, глубине научно-исследовательских работ, возможностей привлечения значительного числа высококвалифицированных специалистов к преподаванию, имущественные и иные ресурсы вузов, сказывающие на качестве образования, морально-нравственную обстановку в учебных заведениях и т.п.

Но наступает момент, когда вуз выпускает своих специалистов в большую экономику. И здесь возникает следующая группа вопросов: «Насколько востребованы они?», «Насколько адаптивны?», «Готова ли экономика удовлетворить их ожидания?». Совокупность ответов на такого рода вопросы образует так называемый выходной рейтинг вузов.

Выходной рейтинг
Данный рейтинг сформирован на основе восьми индикаторов, среди которых можно выделить такие как: адаптированность выпускников к производственному (рабочему) процессу; статистика трудоустройства в первые полгода после окончания вуза; уровень заработной платы, которую готовы предложить на первом этапе работы выпускникам.

Кратко остановимся на том, как выглядят отдельные индикаторы по ранжируемым вузам. Напомним, что в рейтинге задействованы 11 вузов Казани, охватывающие 53,4 процента всех студентов Татарстана (столичные КГМУ и ТИСБИ по разным причинам отказались от участия в рейтинге).

Институт социальных и гуманитарных знаний показал при анализе, что, несмотря на то, что основная масса работодателей очень скептически оценивает перспективы выпускников этого вуза, и сам институт почти не имеет налаженных отношений с работодателями, уровень официально зарегистрированных безработных в службах занятости Казани среди выпускников здесь один из самых низких. Отчасти это связано с востребованностью сейчас специалистов лингвистического направления. По уровню предлагаемой зарплаты выпускникам вуз занимает четвертую строчку – в среднем 13677 рублей в месяц. И все же в первые шесть месяцев после окончания вуза здесь смогли трудоустроиться по специальности только 6,95 процента выпускников.

Диплом Института экономики, управления и права позволяет трудоустроиться в первые полгода только 11,37 процента выпускников со средней зарплатой 11495 рублей.

Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева – абсолютный лидер по уровню квалифицированности и адаптированности выпускников, по мнению работодателей. Уже на уровне выбора профессии руководители предприятий предлагают учащимся делать выбор в пользу КАИ. Между тем, поиск свободных вакансий на первом этапе выпускниками здесь тоже непростой. Только 22,8 процента их них сразу могут трудоустроиться. Профильные производства не готовы сразу предложить высокую зарплату. И по этому показателю КАИ лишь шестой с 11777 рублями в месяц.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет имеет средние показатели взаимодействия с работодателями. Однако, несмотря на это, выпускники здесь лучше других устраиваются на работу в первые месяцы после окончания вуза – 49,82 процента. При этом, лишь 22 из 553 работодателей в ходе опроса были удовлетворены адаптированностью выпускников к рабочему процессу.

Казанский государственный аграрный университет, несмотря на слабую ресурсную обеспеченность, демонстрирует вторые, после КГСАУ, по скорости показатели трудоустройства выпускников (46,68 процента). В целом, это можно объяснить широкой практической востребованностью аграрных специальностей.

42,47 процента выпускников Казанского государственного финансово-экономического университета могут в первые шесть месяцев после завершения обучения трудоустроиться. Правда средняя зарплата у них составляет на первом этапе 10501 рубль в месяц, а работодатели средне характеризуют адаптивность выпускников. При этом сами выпускники склонны к завышенной самооценке своих знаний.

Казанский государственный энергетический университет является абсолютным лидером по уровню средней зарплаты, получаемой выпускниками – 14514 рублей в месяц. Имея один из лучших показателей по взаимодействию с региональными работодателями, вуз позволяет в первые полгода трудоустроиться 43,05 процента выпускников. Можно предположить, что и здесь, и в случае с рядом других технических вузов показатель первичного трудоустройства оказывается ниже реальных ожиданий и предложений профильных работодателей за счет выпускников гуманитарных отделений.

Академия социального образования «КСЮИ» не имея никакого взаимодействия с профильными работодателями, демонстрирует низкий процент трудоустройства выпускников в первые 6 месяцев – 9,13 процента со средней зарплатой 9511 рублей.

Нацеленный на подготовку востребованных педагогов школ Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет хоть и позволяет быстро трудоустроиться 37,48 процента выпускников, получил только по 10 процентов положительных оценок со стороны работодателей и самих выпускников в части результативности обучения. Учитывая, что главным работодателем этой категории выпускников выступают бюджеты муниципальных образований, то и уровень входной средней зарплаты здесь не высокий – 10254 рубля.

Лидер входного и второй в ресурсном рейтингах Казанский федеральный университет откатывается в выходном рейтинге только на шестов место. Согласно исследованию, проведенному по базе данных «Headhunter» (проанализировано 2730 вакансий), выпускники КФУ получают после окончания вуза наименьшую зарплату - 7046 рублей. Процент выпускников, признанных безработными в центрах занятости Казани, - один из самых высоких. В первые полгода трудоустраиваются 26,94 процента выпускников. Здесь, безусловно, играет роль полипрофессиональность вуза и возможно в условном разрезе «гуманитарные–технические факультеты» показатели бы сильно отличались друг от друга. Играет свою роль и высокая доля нацеленности выпускников на работу в области фундаментальных знаний. Уже в первом входном рейтинге работодатели ставили КФУ только на пятое место по востребованности выпускников, полагая, что адаптивность и практическая ценность выше, когда процесс обучения носит более прикладной характер.

Именно Казанский государственный технологический университет наглядно подтверждает последний тезис. У этого вуза наилучшее взаимодействие с работодателями, максимальное количество заказов от предприятий на целевое обучение студентов (2753 за 2010 год). Так же у вуза один из самых высоких процентов трудоустройства выпускников (41,6 процента) и уровней получаемой зарплаты (14034 рублей).

Итоговый выходной рейтинг вузов Казани, полученный на основе анализа восьми индикаторов выглядит следующим образом:

 

Наименование вуза

Сравнение с входным

Сравнение с ресурсным

1

Казанский государственный технологический университет

+2

0

2

Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева

0

+2

3

Казанский государственный финансово-экономический университет

+1

+4

4

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

+2

-1

5

Казанский государственный энергетический университет

0

+1

6

Казанский федеральный университет

-5

-4

7

Казанский государственный аграрный университет

+1

+1

8

Институт социально-гуманитарных знаний

+2

+2

9

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

0

-4

10

Институт экономики, управления и права

-3

-1

11

Академия социального образования «КСЮИ»

0

0

 

 

Делая выводы по совокупности рейтингов, специалисты РАРК отмечают следующее: «Система высшего образования, несмотря на свою академическую сущность, является живым механизмом, который можно и нужно модифицировать. К примеру, Казанский федеральный университет за последнее время претерпел множество изменений: смена топ-менеджмента, присоединение трех крупных республиканских вузов, ориентация стратегии университета на развитие прикладных технических специальностей. Все это в скором будущем должно отразиться на векторе развития студента и будем надеяться, что новое поколение абитуриентов начнет выбирать вуз не только из соображений престижности, но и прикладной востребованности получаемой профессии.

Анализируя результаты проведенных исследований, авторы проекта склоняются к тому, что на сегодняшний день абитуриент, поступая пусть даже не в самый престижный технический вуз, имеет больше шансов трудоустроиться на хорошо-оплачиваемое рабочее место, чем абитуриент гуманитарного вуза. Данная тенденция связана с обилием несбалансированных с потребностями региональной экономики гуманитарных направлений подготовки специалистов и отрывом образовательного процесса от практической составляющей будущей специальности. Пожалуй, если бы перед авторами проекта встал вопрос выбора вуза для получения профессии, то рассматривались бы КХТИ и КАИ, а в случае тяготения к более творческим профессиям, то выбор пал бы на КГАСУ. Данное исследование показало, что вышеупомянутые вузы проводят наиболее эффективное взаимодействие с работодателями и как следствие обеспечивают лучшую востребованность выпускаемых специалистов на рынке труда.

При этом нельзя не видеть и не очень внятной политики в области подготовки и применения специалистов фундаментальных направлений, тех, кто чрезвычайно востребован в бюджетных отраслях, в сферах, нацеленных на перспективную работу на стыке знаний, в том числе и гуманитарно-технических. Есть вопросы и по межрегиональному сотрудничеству, учитывая, что ряд не востребованных пока в республике профессий весьма может оказаться востребованным в иных регионах страны, не обладающих более конкурентоспособными вузами, нежели казанские.

Являясь необходимой частью в формируемой практике открытости и прозрачности действующей системы образования, исследование РАРК может служить исходным материалом для глубинного анализа на всех уровнях и подготовки соответствующих предложений по корректировке политики вузов. Свои предложения в числе первых сформировал и сам РАРК. Там, в частности, полагают, что уже более чем очевидна необходимость изменения контрольных цифр приема студентов. По крайней мере, все они должны быть результатом серьезного анализа и, значит, быть обоснованы.
Предлагается впредь увязывать выбор вузов для переобучения государственных и муниципальных служащих с данными о трудоустройстве и адаптивности выпускников.

Вузы, превышающие порог подготовки невостребованных специалистов, могут исключаться из процесса создания кластеров. Очевидно, что это могло бы подтолкнуть технические вузы свести к минимуму или вовсе ликвидировать непрофильные гуманитарные направления подготовки специалистов. Это же снимет излишнюю конкуренцию на рынке труда выпускников гуманитарных профессий в пользу тех, кто обучался в специализированных по данному направлению вузах и на факультетах Федерального университета.

На изъяны, которые вскрывают такого рода рейтинги, могли бы более серьезное внимание обращать те, кто готов направлять абитуриентов на целевую контрактную подготовку.
На рейтинги можно было бы сориентировать и структуры, готовые выдавать льготные (и не только) образовательные кредиты, а также присуждающие всевозможные гранты.

Это только небольшая часть самых первых предложений, что вытекают из рейтинга и могут стать предметом дискуссии в обществе и в структурах, принимающих управленческие решения.
Очевидно, что это исследование лишь первое, и уникальное в своем роде в целом в России.

Региональное агентство развития квалификаций планирует проводить ежегодное рейтингование учебных заведений с поэтапным увеличением числа ранжируемых вузов Республики Татарстан, чтобы максимальное количество абитуриентов получили доступ к актуальному и достоверному информационному пространству, позволяющему оценить перспективы дальнейшего развития и формирования своего благосостояния в зависимости от выбора учебного заведения.

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100