Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Входной рейтинг вузов Казани - на сайте ИА «Татар-информ»
Информационное агентство начинает публиковать цикл рейтингов, подготовленных Региональным агентством развития квалификаций.
(Казань, 12 мая, «Татар-информ»). Региональное агентство развития квалификаций впервые провело большое и многоуровневое исследование, позволившее составить рейтинг высших учебных заведений Казани.
Следует отметить, что на сегодняшний день существуют почти полтора десятка технологий ранжирования образовательных учреждений. Они базируются главным образом на следующих параметрах:
- условия ведения учебного процесса;
- продуктивность научно-исследовательской деятельности;
- мнение академического сообщества, студентов;
- обеспеченность материально-техническими ресурсами;
- организация международной деятельности;
- условия, при которых осуществляется зачисление;
- престижность учебного заведения в общественном мнении и ряд других.
Однако в большинстве мировых и особенно российских рейтингов при оценке деятельности образовательных учреждений не принимаются во внимание такие факторы, как адаптированность выпускников к рабочему процессу, уровень получаемой ими на первом этапе профессиональной деятельности зарплаты, статистика трудоустройства и т.п.
С учетом всего этого Региональное агентство развития квалификаций (РАРК) разработало собственную оригинальную технологию ранжирования вузов и провело первое большое исследование в Казани. Методика, по мнению исследователей, позволяет отследить динамику интеллектуального и материального развития гражданина, начиная со стадии подготовки к поступлению в вуз и вплоть до момента трудоустройства выпускников. В результате были сформированы три рейтинга, позволяющие при сопоставлении анализировать динамику профессионального роста абитуриента в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Очевидно, что эти рейтинги окажутся полезными не только для тех, кто непосредственно работает в системе образования, организует его, планирует, определяет приоритеты и корректирует пути развития. Он чрезвычайно интересен и важен для тех, кто еще только ищет ответ на важнейший вопрос в жизни: «Куда пойти учиться?».
Сегодня мы представляем первый из трех рейтингов – входной. Он базируется на восьми индикаторах и фактически является рейтингом узнаваемости и престижности вузов. Среди базовых индикаторов важнейшими являлись: средний балл ЕГЭ абитуриентов, требуемый для зачисления в вуз; мнение учащихся 9-11 классов и их родителей о вузе, его престиже, о желании и стремлении в нем обучаться; мнение потенциальных работодателей об эффективности вуза.
Но прежде, чем ознакомить с входным рейтингом, несколько необходимых пояснений и примечаний к пониманию представленных результатов.
РАРК исследовало 11 вузов столицы Татарстана. От участия в ранжировании отказались КГМУ и ТИСБИ. С некоторыми оговорками позицию медицинского университета понять можно. Он - единственный в своем роде в республике и фактически функционирует вне конкуренции. Что же касается ТИСБИ, то его закрытость не находит объяснений, но также может служить пищей для размышлений, как для будущих абитуриентов, так и для потенциальных работодателей.
Значительная часть индикаторов была получена путем анализа данных, полученных от более чем 25 ведомств и организаций. Среди них: Министерство образования и науки РТ, Министерство внутренних дел по РТ, Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, Госнаркоконтроль, Татарстанстат, центры занятости населения районов Казани, кадровые агентства.
В рамках исследования были проведены социологические опросы среди учащихся, их родителей, учителей школ, студентов, преподавателей вузов, руководителей предприятий и фирм Казани. В общей сложности опрос охватил 1966 человек, а суммарно 11 исследованных вузов включают почти 54 процента всех студентов Татарстана.
Социологический опрос показал весьма примечательный, но, впрочем, ожидаемый результат. Так, преподаватели школ Казани делают свой выбор (и соответственно советуют своим ученикам) в пользу следующих вузов (первая пятерка в порядке убывания): Казанский федеральный университет (КФУ), Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева (КАИ), Казанский государственный финансово-экономический университет (КГФЭУ), Казанский государственный технологический университет (КХТИ), Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ).
Академическое сообщество Казани в лице профессорско-преподавательского состава, очевидно, делает выбор в пользу получения более фундаментального образования: КФУ, КГФЭИ, КАИ, КХТИ, КГАСУ.
Уже учащиеся в вузах студенты полагают, что лучше всего учиться в: КФУ, КГФЭИ, КАИ, КГАСУ, КХТИ.
И только в глазах учащихся 9-11 классов КФУ теряет свою пальму первенства. Их список приоритетов возглавляет КАИ, далее следуют КФУ, КХТИ, КГФЭИ, КГЭУ. Таким образом, можно полагать, что активно проводимая в последние месяцы работа на всех уровнях – от Президента страны до работодателей, нацеленная на рост престижа инженерно-технических прикладных специальностей, дала свои первые результаты именно среди школьников. Кстати, именно в этом совпадают завтрашние абитуриенты и работодатели Казани, которые ранжируют важность и приоритетность вузовского образования, дипломов и практической пользы для будущей работы следующим образом: КАИ, КХТИ, КГФЭИ, КГЭУ, КФУ. Как видно, лидер пятерки КФУ в их глазах оказывается аутсайдером.
Если же проанализировать среднее значение ЕГЭ абитуриентов по трем вступительным экзаменам, то здесь складывается несколько иная картина. Вновь в лидерах КФУ, а КАИ, например, на предпоследнем, 10 месте:
1. Казанский федеральный университет – 207 баллов
2. Казанский государственный финансово-экономический университет – 191 балл
3. Казанский государственный архитектурно-строительный университет – 182 балла
4. Казанский государственный технологический университет – 180 баллов
5. Институт социально-гуманитарных знаний – 171,9 балла
6. Институт экономики, управления и права – 168 баллов
7. Казанский государственный аграрный университет – 166,2 балла
8. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет – 162 балла
9. Казанский государственный энергетический университет – 159,1 балла
10. Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева – 159 баллов
11. Академия социального образования «КСЮИ»– 100 баллов.
Очевидно, что здесь имеет место целая совокупность факторов: и престижность вуза, определяющая наплыв абитуриентов, и количество учебных мест, и объективная картина того, как сдают школьники ЕГЭ. Известно, что гуманитарные предметы в последние годы сдают и больше, и на более высокие баллы, что предопределяет последующие требования, которые формирует вуз при зачислении. Здесь и готовность вузов принимать в большом количестве иногородних студентов, а значит обеспечивать наплыв желающих поступить из числа жителей республики и других регионов и еще масса иных факторов.
В целом, на основе анализа всех восьми индикаторов итоговый входной рейтинг вузов Казани выглядит следующим образом:
1. Казанский федеральный университет
2. Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева
3. Казанский государственный технологический университет
4. Казанский государственный финансово-экономический университет
5. Казанский государственный энергетический университет
6. Казанский государственный архитектурно-строительный университет
7. Институт экономики, управления и права
8. Казанский государственный аграрный университет
9. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
10. Институт социально-гуманитарных знаний
11. Академия социального образования «КСЮИ»
Итак, со стремлениями и приоритетами групп населения все ясно. Очевидно, и как сами вузы программируют качество принимаемых в свои ряды студентов.
Теперь следует взглянуть и проанализировать, как идет учебный процесс, на что и на кого он опирается, какие материальные ресурсы имеет вуз, какие средства вкладывает для подготовки конкурентоспособного профессионала, как заботится о том, чтобы не разочаровать своего студента, приумножить его знания, укрепить те возможности, с которыми он бросился в объятия именно этого учебного заведения.
На этот круг вопросов отвечает второй, ресурсный рейтинг вузов Казани, подготовленный исследователями РАРК. Этот рейтинг максимально объективно показывает реальные и потенциальные возможности вуза. С его результатами мы познакомим наших читателей в следующем материале.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»