news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Денис МАЦУЕВ:

«Для успеха музыканту нужен «виртуальный роман» с публикой»

«Для успеха музыканту нужен «виртуальный роман» с публикой»

Известный пианист, солист Московской государственной академической филармонии, заслуженный артист России Денис Мацуев дал концерт в Казани, в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева.

Широкую известность Мацуеву принесла победа на XI Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году. Пианист выступает с концертами по всему миру и сотрудничает с ведущими мировыми дирижерами, среди них – Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев. Д.Мацуев - организатор музыкальных фестивалей «Байкальские звезды» и «Крещендо». С 2006 года является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, а с 2008 года входит в состав Президиума Совета. Выпустил более 14 дисков.

Выступление в Казани прошло с большим успехом в рамках Волжского турне музыканта. За несколько часов до начала выступления музыкант пообщался с журналистами.

Чем достигается успех у публики?
Д.М.:
Чтобы добиться успеха в России, нужно лет 15 поколесить по городам и селам за «бесплатно», за другие идеалы. Российская публика, которая приходит на концерты, очень загадочная. Невозможно добиться в России успеха за год-два. Хотя успех, наверное, не самое главное в жизни музыканта. Но если он есть – это одно из прилагающих. Успех классического музыканта – несколько иное, чем успех в шоу-бизнесе, рок-музыке.

Чтобы сделать карьеру в России, нужно посвятить этому 10-15 лет жизни. И завести так называемый «виртуальный роман» с публикой, которая приходит в зал. Удивительная вещь – люди приходят на твои концерты, есть успех, все вроде бы благополучно… Но не факт, что когда ты в следующий раз приедешь с гастролями в этот город, у тебя будет такой же успех. Потому что наша публика всегда прислушивается, присматривается – стоит ли «завести с ним роман». И если ты убедил публику – через кровь – они придут еще раз. Нужно через себя проносить произведения тех композиторов, которые исполняешь. Ведь музыкант – все равно проводник между композитором и публикой. Хотя свое «я», безусловно, тоже проступает.

А Казань я очень люблю и рад, что опять приехал к вам в город в рамках своего Волжского турне.

Жаль, вас не было на Пасхальном фестивале в Казани…
Д.М.:
Да, мы с Валерием Гергиевым были только в Ереване, Санкт-Петербурге и Москве. А во время фестиваля в Казани я был в Америке.

Вообще я преклоняюсь перед Гергиевым, у нас с ним большие планы. Мы записали пластинку – поедем в тур по Америке. Это потрясающий музыкант, который мне дает очень много. Общение с Гергиевым дорогого стоит, потому что когда ты с ним репетируешь, сам момент репетиции уникален. Я благодарю судьбу, что она свела меня с такими людьми. Потому что после таких концертов возникает чувство, что ради этого мы вышли на сцену.

Что вы можете сказать о дирижере симфонического оркестра РТ Фуате Мансурове, с которым вам предстоит выступать?
Д.М.:
Я впервые играю с ним – это историческая, легендарная личность. Я благодарю судьбу, что играю сегодня с ним. Когда я узнал, что у меня появилась возможность приехать в Казани и сыграть не обычный концерт, а отделение сольно и отделение с оркестром и 2-й концерт Шостаковича, мне показалось это прекрасным, замечательно, что так все сложилось.

Почему для сегодняшнего концерта такой выбор композиторов – Чайковский, Шостакович, Лист, Мусоргский?
Д.М.:
Это мои любимые произведения. Я люблю эту музыку. Я люблю ту музыку, которую я играю в данный момент, находясь сегодня на сцене.

Первый концерт Чайковского, который вы будете сегодня играть с Государственным симфоническим оркестром РТ, можно слушать и играть без конца… А вас с течением времени какие эмоции преследуют, когда вы играете такие замечательные произведения?
Д.М.:
Концерт Чайковского №1 я сыграл более 300 раз и надеюсь, что ни разу не повторился. Потому что это один из моих самых любимых концертов. Первый раз я сыграл его в 12 лет в родном Иркутске. И когда в начале концерта вступает валторна, я понимаю – вот опять началось сражение.

Во время недавнего турне по Японии мы сыграли этот концерт 14 раз подряд за две недели. И нигде не повторялись.

Только в этом месяце вам предстоит дать 15 концертов в России и за рубежом. Как вам удается выдерживать такой график?
Д.М.:
Благодаря этому графику я и выживаю. Потому что я не смог бы, наверно, прожить без концертов и месяц. Это для меня смерти подобно. Я, наоборот, люблю жить при безумном графике – 145 концертов в год.

Мне кажется, что такое сумасшествие и служит неким допингом к тому, чтобы не расслабляться и учить какие-то новые произведения, просвещаться и просвещать публику. Слава богу, я пока справляюсь с этим графиком.

Музыка лучше всего выражает русскую душу. Вы согласны с такой трактовкой?
Д.М.:
Абсолютно. Когда ты слушает музыку Рахманинова, Чайковского – перед глазами встает русская природа, слышатся русские колокола. Вот, например, у Мусоргского в «Картинках с выставки» откровенно слышится колокольный звон. У Рахманинова всегда колокола возникают.

Вообще русский человек всегда переживал разные боли. И вот душевная боль русского народа, на который свалилось столько неприятностей, выражена в каждой фразе гениальной музыки – будь то у Рахманинова, Чайковского или Мусоргского. Поэтому такую музыку очень сложно играть. И музыканты, которые не понимают этого, не могут добиться настоящего звучания русской музыки, даже великие оркестры. Недавно я слышал Чайковского в исполнении одного оркестра – и до конца мое сердце это исполнение не растопило. Русский человек лучше понимает русскую душу.

Материал подготовила Кристина ИВАНОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100