news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

19 лет назад не стало Венечки Ерофеева

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 11 мая, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1990 году в этот день умер Венедикт Васильевич Ерофеев – писатель.

Родился 24 октября 1938 года в карельском поселке Чупа за Полярным кругом. Вырос в Кировске (север Кольского полуострова) в семье железнодорожного рабочего. В 1946 году его отец был арестован за «распространение антисоветской пропаганды» (рассказанный анекдот). Получил пять лет, был освобожден после смерти Сталина, затем посмертно реабилитирован. Мать выгнали с работы, и она уже была не в состоянии заботиться о детях. Веня оказался в детском доме города Кировска Мурманской области, где провел несколько лет.

Будущий писатель всегда отлично учился. Писать, по свидетельству матери, начал с пяти лет. С юношеских лет знал и любил русскую литературу. С 16-ти лет начал писать стихи, подражая поэтам начала века, особенно Северянину. Первым сочинением считаются «Записки психопата» (1956-1958), начатые в 17-летнем возрасте. В 1955 году поступил на филологический факультет МГУ, через полтора года отчислен за непосещение занятий по военной подготовке; за «аморальное поведение» был отчислен и из Орехово-Зуевского пединститута.

В 1961 году поступил во Владимирский педагогический институт им. Лебедева-Полянского, за отличную успеваемость получал повышенную стипендию, но меньше чем через год был выдворен не только из института, но и из города Владимира за «моральное, нравственное и идейное разложение студентов института» (в 1960-е годы – обычная формулировка для отчисления студента с нестандартным образом мыслей). Многие годы скитался по стране, не имея постоянного жилья и прописки. Работал грузчиком, кочегаром, разнорабочим, приемщиком стеклотары, библиотекарем и т. д. Во время скитаний писал свои сочинения. И тяжело, разрушительно пил, экспериментируя на себе, но при этом оставаясь для окружающих бесконечно добрым и порядочным.

Наследие Ерофеева состоит всего из нескольких текстов. Создалось впечатление, что автор больше думал, чем говорил, а тем более писал. В немногих произведениях предельно плотно кристаллизовались его «мыслепереживания». Отсюда эмоциональная насыщенность, высокая поэтика, «пережитость», прочувствованность ерофеевского слова.

Мировую известность Ерофееву принесла повесть «Москва – Петушки» (1969), написанная «на кабельных работах в Шереметьеве». Сочинение автобиографично, вынесено из внутреннего опыта. Проснувшись в «неизвестном подъезде», похмельный Веничка едет в Петушки – туда, где «небо сливается с землей», где живет его любовь, куда стремится его сердце. Подальше от злой Москвы, где человек обречен на грубость и непонимание, бездомность и неприкаянность. Стремление к иной жизни, к Петушкам, остается мечтой, благим пожеланием. Реальна и всесильна Москва. Скоростной путь в призрачные Петушки (идеальный, лучший мир) ведет по кругу, замкнутому на «Москве кабацкой». Петушки лучше, светлее Москвы, но, похоже, часть того же мира: «А там, за Петушками ... там совсем другое, но то же самое». Повесть не могла быть издана в то время в СССР. Через самиздат она попала за границу и вышла сначала в Израиле (1973), затем – в Париже (1977). В России книга была опубликована в 1988-1989 годах, сокращенно – в журнале «Трезвость и культура», полностью – в альманахе «Весть» (1988).

Некоторые сочинения писателя утеряны при переездах: «Записки психопата» (1956), роман «Дмитрий Шостакович» (1972). Перу В.Ерофеева принадлежит эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика» (1973), впервые опубликованное в Нью-Йорке в 1983 году, очерк-монтаж «Моя маленькая лениниана» (1974). В последующие годы все написанное складывалось в стол, в десятках тетрадей и толстых записных книжках. Писатель страдал неизлечимой болезнью – раком горла, но, даже будучи тяжело болен, работал над своим последним произведением – пятиактной трагедией «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» (1987), увидевшей свет только после смерти автора. После смерти были опубликованы и его «Записные книжки». Умер Венедикт Ерофеев в Москве 11 мая 1990 года. 12 мая 2000 года в районе Палихи Венедекту Ерофееву (Веничке) был открыт памятник, изображающий писателя в натуральную величину в помятом костюме и слегка наклонной композиции, рядом с ним его возлюбленная.

***

В 868 году в этот день в Китае появилась первая печатная книга «Алмазная сутра» – самый древний из дошедших до наших дней точно датированный печатный документ.

1141 год назад в Китае появилась первая печатная книга «Алмазная сутра» – самый древний из дошедших до наших дней точно датированный печатный документ.

Буддизм – самая древняя религия на планете, которая возникла на много веков раньше, чем христианство и ислам. Буддизм и буддийская религиозная литература играют большую роль в общественной, культурной и духовной жизни народов многих стран. Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам. Одним из главных произведений буддийского канона, наиболее почитаемым буддийскимтекстом дальневосточной традиции, является «Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра», известная в Европе как «Алмазная сутра». Образное ее название – «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей (тьму невежества) как удар молнии». В сутре описываются поведение, речь и образ мыслей «вступивших на стезю бодхисаттв», т.е. тех, кто всецело посвятил себя духовному совершенствованию. Тем, кто только намеревается вступить на этот путь, сутра рекомендует накапливать добродетели, из которых наиболее ценные – заучивание данного благовестия, медитация над ним и распространение знания о нем. Сутра пользуется исключительным авторитетом; переведена практически на все языки «северного буддизма». В 1900 году в одной из пещер Даньхуаня (запад Китая) была найдена одна из копий «Алмазной сутры». Этот священный буддистский текст датируется 868 годом нашей эры. Книга была издана за сотни лет до появления техники шрифтовой печати в Европе. Ныне книга входит в коллекцию Британской библиотеки в Лондоне. «Алмазная сутра» является наиболее ценным предметом экспозиции, посвященной искусству и культурным традициям знаменитого «Шелкового пути» – дороги, связывавшей восток и запад Евразии. Книга представляет собой свиток бумаги серого цвета с иероглифами, обернутый вокруг деревянной основы. Как установили археологи, при изготовлении книги использовалась техника печати для того, чтобы можно было сделать несколько копий. Изготовление многоэкземплярных копий давало буддистам определенные преимущества в распространении их религии, а потому они широко использовали технику печати. Найденная археологами копия была сделана человеком по имени Ван Цзи в мае 868 года от имени его родителей. Бумага и печать уже применялись в Китае до появления «Алмазной сутры», однако это первое известное издание, которое имеет четко обозначенную дату выхода в свет.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100